суббота, 1 июля 2023 г.

Рождество в Европе. Часть 19/5. Париж на 3 часа. Вандомская площадь и Гранд-Опера.

 

С площади Согласия через Сад Тюильри срезаем наш путь на Вандомскую площадь. От сада Тюильри до площади - 2 квартала по улице Де Кастильоне. Чем ближе к Вандомской площади, тем больше попадается дорогих бутиков. 



В некоторых из них работают живые манекены в качестве механической куклы. Играют свою роль они до того искусно, что мы далеко не сразу поняли, что перед нами - живой человек.


Теперь имя Вандомской площади ассоциируется с ювелирными домами мира: Шоме, Бушерон и Мобуссен, Ван Клиф и Арпельс. Ни в одном из элитных магазинов, чередой расположенных близ площади, вы не увидите ценников.


 Великолепный Париж не был бы тем Парижем, которым любуется мир, если бы не тщеславные амбиции венценосных особ Франции. Генрих IV, стремившийся преобразить город, был одержим страстью строительства новых дворцов и восстановления старых, особое внимание уделялось Фонтенбло и Сен-Жермен-ан-Лей. Ему же принадлежит идея строительства новых мостов через Сену.

Именно благодаря соперничеству Людовика XIV со своим дедом Генрихом IV и обязан Париж появлению множества архитектурных достопримечательностей, одной из них стала Вандомская площадь.

Король-Солнце строил и перестраивал Париж, столица Франции должна была в полной мере соответствовать величию короля. Париж преображался, на реконструкцию города выделялись огромные суммы. Площадь, впоследствии превратившаяся в одну из роскошнейших площадей Парижа, появилась в результате самой банальной спекуляции земельными участками. В конце XVII века группа финансистов, в которую входил Жюль Ардуэн-Мансар, известнейший архитектор того времени, выкупили резиденцию Герцога Вандомского, планируя в дальнейшем снести старые здания и распродать землю небольшими участками, но проекту не суждено было воплотиться, желающих купить участки не было.

Лувуа, суперинтендант резиденций короля предложил Людовику XIV выкупить землю и установить на ней конный памятник Королю — Солнце, вокруг памятника должна появиться великолепнейшая площадь. Его величество согласился с лестным предложением, изготовление скульптуры было поручено Франсуа Жирардону. Нужно отдать должное и Жюль-Ардуэну Мансару, именно его гений позволил создать совершеннейший архитектурный ансамбль площади, впоследствии ставшей Вандомской.

Изначально площадь несколько раз переименовывали, Людовик XIV хотел, чтобы она носила имя Площади Завоеваний, но скульптура короля определила другое название – площадь Людовика Великого. Но история внесла свои коррективы и сегодня площадь названа именем герцога Вандомского, на месте дворца которого она построена.  


Первоначально на площади памятник Людовику был окружён только фасадами домов, на остальное денег не хватило. А вы говорите: князь Потёмкин и его деревни. Как видите, за 70 лет до Светлейшего этот трюк был опробован французами. Джон Лоу, придумавший бумажные деньги и разработавший новую систему оплаты, предложил неожиданный и по тем временам достаточно авантюрный выход из кризисной ситуации. Он скупил за бесценок все площади вокруг скульптуры и начал распродавать их не за золотые слитки и монеты, а за непривычные бумажные купюры.

Его считали авантюристом, но земли были раскуплены очень быстро, «замороженное строительство» возобновилось.  

К 1720 году все дома вокруг площади были построены. Это были однотипные здания, декорированные аркадами и колоннами коринфского ордера. На их чердаках Жюль Ардуэн-Мансар выделил дополнительные помещения со скошенным потолком. Окна чердаков не маскировали, как это было тогда принято, а, наоборот, выделяли, украшая изящной лепниной. Так мсье Мансар разработал новую деталь в архитектуре, названную в честь архитектора мансардой. Кроме того, архитектор создал фасады зданий, состоящие из трех частей. Найденная им трехчастная система позже легла в основу всей парижской застройки.

Богатейшие люди Франции и Парижа приобретали дворцы на Вандомской площади. Пьер Кроза выкупивший дома под номерами № 17 и № 19 был известным меценатом и владельцем огромной коллекции художественных произведений, состоящей из 500 полотен, впоследствии его сын Антуан продал всю коллекцию Екатерине II, русской императрице, что послужило началом создания Эрмитажа. 

На противоположной стороне площади расположился знаменитейший отель Ритц. Изысканность отеля, его продуманность до мельчайших деталей, забота о гостях сделали отель эталоном. "Вот где надо было останавливаться, а не в  "Ибисе" каком-то", - сказал я жене. Правда, цены на номера здесь стартуют от 18 тысяч евро...😢Среди постояльцев отеля имена, не нуждающиеся в представлении. Это Коко Шанель, арендовавшая апартаменты в отеле более 37 лет, Эрнест Хемингуэй, Марсель Пруст, Скотт Фицджеральд, Чарли Чаплин и многие другие.

«Риц» — первый в мире отель, в котором все номера были оснащены ванными. Именно здесь специально для дядюшки Хэма придуман коктейль «Кровавая Мэри». Томатный сок эффективно разделался с запахом алкоголя и уберег писателя от размолвок с супругой. Придя утром в любимый бар, он радостно сообщил бармену: «Кровавая Мэри ничего не заметила!»

 С 1979 отель Ритц принадлежит миллиардеру из Египта Мохамеду аль-Файеду, сын которого погиб вместе с Принцессой Дианой, выехав на «Мерседесе» из отеля Ритц. Кроме этих зданий, здесь же находится дворец, принадлежавший деду Жорж Санд, в доме по-соседству жил и умер композитор Шопен, возлюбленный писательницы. 

Сегодня Вандомская площадь так же изыскана и богата, на ней расположено множество всемирно известных ювелирных домов, таких как Cartier и Chaumet, и домов моды, таких как Chanel.  


На месте памятника королю, разрушенного Французской революцией, возвышается другой необычный монумент. Это колонна высотой 44,3 м. В 1806 году Наполеон захотел увидеть в центре французской столицы величественный монумент в честь триумфальных побед своей армии, особливо победы в Аустерлицком сражении. Местом для «колоны Побед» была выбрана Вандомская площадь, а ее прототипом стала знаменитая колонна Траяна, украшающая римский форум. Высота последней 38 метров, то есть прототип ниже. Наполеон хотел, чтобы в Париже появился более высокий и величественный памятник.

На вершине колонны "скромный" Наполеон велел изваять себя, любимого. Император изображен в коротком римском плаще. На его голове красуется лавровый венок, а в руках Наполеон держит меч и земной шар с крылатой богиней Победы. Ну а я фотографируюсь у символа Нового года. Слева на фото, за чёрной машиной - отель Риц.


Новую колонну возвели из камня и обложили барельефами, отлитыми из бронзы 1250 трофейных пушек, которые войска Наполеона отвоевали у русской и австрийской армий. Бронзовые барельефы расположены по спирали от основания к вершине монумента и изготовлены по эскизам Жана-Батиста Лепера. На 425 барельефах отражены действия наполеоновских войск во время победоносной кампании 1805 года.



В самом центре площади - вход на подземную парковку. Он до того утоплен в асфальт, что чем-то инородным не смотрится. По крайней мере не бросается в глаза.

На всей площади нет ни одной лавочки, так что присесть усталому путнику можно только на парапете входа на автостоянку.


Проходим Вандомскую площадь насквозь, мельком рассматриваем витрины бутиков и внимательно - новогоднее убранство улицы Де ла Пе. Всё-таки отсутствие пухлой пачки купюр в кармане даёт нам несомненное преимущество перед толстосумами: во-первых, это блаженство спокойного сна, не боясь, что тебя обворуют, во-вторых, смотришь не в витрины бутиков, а по сторонам, много интересного замечая при этом. А бутики обходишь с гордо поднятой головой.

Эту улицу специально не засаживали деревьями, чтобы они не закрывали вид на здание Оперы при подходе к нему.



Через 300 метров променада оказываемся на площади Опера, ударение, как принято у французов, на последнем слоге. Тут 2 интересных объекта: отель Ле Гранд и Гранд Опера.

Начнём с менее интересного, но всё-таки заслуживающего внимания здания. Строительство его началось в апреле 1861 года; отель был торжественно открыт 5 мая 1862 года императрицей Евгенией, женой Наполеона III. Строительство отеля было частью полной реконструкции Парижа, которой в то время руководил барон Осман, и он был построен в предписанном стиле с мансардной крышей. Напомнить, откуда появились мансардные крыши? А трехчастная система фасада?Возвращаться - плохая примета, даже на 300 метров.

На протяжении всей своей долгой истории отель принимал членов королевских семей, включая царя Николая II и царицу Александру, короля Англии Эдуарда VII и королеву Иордании Ранию. Виктор Гюго устраивал вечеринки в Le Grand Hotel, а Эмиль Золя использовал отель для постановки смерти своей трагической героини Наны.


И на десерт самое, на мой взгляд, красивое здание Парижа - Гранд Опера, оно же Опера Гранье. Надеюсь, по моей счастливой физиономии это понятно?
Опера Гарнье - название, которое это здание получило после того, как в 1989 году было построено второе здание оперы - опера Бастилии, которое теперь называется «Новой оперой». Ранее так называлась опера Гарнье.


Кстати, здание Оперы так заинтересовало не только меня. С подсказки моего швёйцарского друга (который не устаёт меня удивлять своей осведомлённостью практически во всех вопросах) я навёл справки и выяснил, что 22 июня 1940 года, в день падения Франции, Гитлер побывал в Париже и за 3 часа осмотрел главные парижские достопримечательности: Оперу, площадь Согласия, Триумфальную арку, Дом инвалидов, Пантеон, Нотр-Дам, Лувр, площадь Трокадеро. Все те объекты, что мы с вами посетили в рамках этого цикла.

Так вот: в Опере Гитлер поразил служителя прекрасным знанием планировки здания: изучив накануне все планы театра, он утверждал, что на схеме присутствует одно секретное помещение, входа в которое в действительности нет. Смотритель был просто потрясен осведомленностью фюрера. Я не изучал планы театра заранее, поскольку внутрь попасть не планировал. Это перед фюрером все двери поверженного города были открыты, можно заскочить на 15 минут, а мне, если бы я купил билеты на экскурсию по театру (а такая возможность есть, стоимость 18 европейских рублей), потребовалось бы 2 часа, именно столько длится экскурсия. Без экскурсии так просто не зайти, а время на неё не предусмотрено в нашем графике. Точнее, я первоначально планировал, но по ходу визита в Париж по настоянию жены часть планов была скорректирована не в мою пользу.



Своим современным видом Опера Гарнье частично обязана Наполеону III. Обеспокоенный совершенным на него покушением в зале старой оперы, монарх пришел к мысли, что было бы неплохо обзавестись новым театром, в который не смогли бы проникнуть недоброжелатели. Через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект будущего храма искусств, который, вопреки всем ожиданиям, выиграл неизвестный молодой архитектор Шарль Гарнье. Несмотря на постоянные сложности в работе (неудачный выбор места, войны), он блестяще справился с поставленной задачей, потратив на свое детище почти 15 лет жизни.

Торжественное открытие Гранд-Опера состоялось в январе 1875 года. Кстати, сам монарх до этого торжественного момента не дожил.



Построено здание в стиле боз-арт, как продолжение французского барокко и итальянского ренессанса. Южный фасад Оперы Гарнье – это парадная часть здания, призванная удивлять и производить впечатление. Основанием массивного сооружения служит галерея, на которую, в свою очередь, опирается мраморная колоннада лоджии. Все элементы композиции щедро украшены лепниной в виде античных масок и растительного орнамента. 
Гранд-Опера венчает гигантский купол из зеленой меди, на вершине которого расположена скульптурная группа, изображающая Аполлона и двух муз. По углам театрального фасада застыли в торжественных позах статуи Поэзии и Гармонии. Стоит заметить, что скульптура древнегреческого бога несет не только эстетическую, но и практическую функцию: металлическая лира в его руках играет роль громоотвода.

С самого начала строительства новая опера была окружена какими-то странными совпадениями и плохими предзнаменованиями. Что и говорить - сама необходимость постройки нового здания была связана с попыткой неудачного покушения на императора 14.02.1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пелетье, после которого император отказался ее посещать и повелел выстроить новое здание. По случайному совпадению здание оперы Гарнье стало 13-м по счету театром для французской оперы.

 Были и трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе строительства. Во-первых - проблема грунтовых вод: для того, чтобы фундамент огромного здания не проседал, пришлось придумать сложную систему для их отвода и сбора. Кстати, именно для этой цели был построен огромный резервуар в подвальных помещениях театра, который функционирует до сих пор и в своё время стал прототипом знаменитого озера, рядом с которым жил призрак.

А во-вторых, эклектичный, несколько помпезный и роскошный стиль театра потребовал значительных денежных вливаний (первоначальная сумма в 22 млн. франков к концу строительства возросла до 36 млн.), из-за чего строительство несколько раз останавливалось и в итоге продлилось почти 15 лет. За это время здание недостроенного театра было и складом оружия и местом казни сторонников знаменитой парижской коммуны.

 Как любой новатор, Гарнье подвергался резкой критике со стороны своих современников. Особенно яростно его обвиняли в эклектизме и неумеренности. Даже императрица Евгения спросила Гарнье, а в каком же стиле он решил построить здание? Своим ответом Гарнье словно забил золотой гвоздь: "В стиле Наполеона Третьего, Мадам!". И история показала, что он оказался прав. Стиль, получивший название боз-ар (beaux-arts - дословно "изящное искусство"), стал одним из классических в архитектуре, а сам Гарнье по праву числится среди его основателей.



Гранд-Опера или Опера Гарнье – главный театр французской столицы и одна из величайших оперных сцен мира. Роскошный дворец, где парижане впервые услышали бессмертные шедевры Прокофьева и Стравинского, легендарный театр, в котором над декорациями корпел сам Пикассо, а в качестве художника по костюмам выступала великая Шанель, был и остается частью мирового культурного наследия.

Театральные подмостки Гранд-Опера в Париже – это своего рода музыкальный олимп, который покоряется лишь избранным. Место, где срывали овации Федор Шаляпин и Галина Вишневская, в котором представляли свои сложнейшие программы Рудольф Нуриев и Вацлав Нижинский, уже давно стало национальным символом Франции и одной из знаковых достопримечательностей ее столицы. 


Здесь можно отыскать бронзовые бюсты великих композиторов: Бетховена, Моцарта, Россини и других. 


Слухи, легенды и суеверия уже давно стали неотъемлемой частью Гранд-Опера. Своей главной «страшилкой» театр обязан Гастону Леру – автору легендарного романа «Призрак Оперы». Ну а мои современники наверняка смотрели мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы» (1986 год). Произведение, действие которого разворачивается на театральных подмостках и в подвалах дворца, повлекло за собой череду странных событий…

Например, ходит слух, что руководство театра никогда не сдает 5 ложу в первом ярусе. Якобы абонемент в нее пожизненно закреплен за Эриком (тем самым Призраком Оперы), и нарушение правила приведет к самым непредсказуемым последствиям. Легенда, конечно, не имеет под собой обоснования, но поскольку однажды в театре уже произошла трагедия (во время представления сорвало противовес хрустальной люстры, и она упала в зрительные ряды), руководство Оперы Гарнье предпочитает не рисковать.



Сочиняются невероятные легенды и о личности самого Призрака. Так, например, можно услышать душещипательную историю уродливого молодого человека, помогавшего Гарнье разрабатывать проект здания. Эрик (так звали героя) влюбился в одну из актрис театра, но романтическое увлечение закончилось для изувеченного зодчего трагически… Впрочем, не исключено, что этот сюжет придуман специально для привлечения туристов, чего не скажешь об истории, связанной с озером. Если вам доводилось читать знаменитое произведение Леру, то вы вспомните, что в нем писатель рассказывал об удивительном водоеме в подвалах здания. Безусловно, без художественного вымысла тут не обошлось, но озеро в нижних этажах театра, как я уже говорил, имеется. В бассейне, который также служит резервуаром на случай пожара, водятся настоящие карпы, которых подкармливают сотрудники театра. Представляете сюрприз для пожарников в случае форс-мажора? Толстые откормленные карпы в шланге вместо воды!


Перед входом в оперу не попавшие в труппу певцы проводят сольные концерты

при полном аншлаге. Не Шаляпин, конечно,

но пипл слушает.


Если вам интересно, как выглядел создатель всего этого великолепия, добро пожаловать к западной стене Гранд-Опера. Здесь можно отыскать бюст самого Шарля Гарнье, 

изучить план здания,

а заодно посмотреть на подъезд, спроектированный специально для Наполеона III. Продуманная система пандусов позволяла императорской карете подъезжать прямо к театральному входу, тем самым помогая обезопасить венценосную персону от возможного покушения.







С большой неохотой покидаем Гранд Опера, чтобы до отъезда осмотреть ещё два объекта, но об этом - в следующей части.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...