Не закончив цикл "Малые города - сердце России (а его я буду писать постоянно, пока могу путешествовать), начинаю новый, соседний с ним цикл, пока небольшой. Проедем по некоторым городам и весям Удмуртии.
Почему не включил рассказы об Удмуртии в рамки цикла "Малые города - сердце России?" Рука не поднялась, захотелось выделить этот регион в отдельный цикл. Да, Удмуртия входит в состав России. Но слишком она другая, слишком отличается менталитет этого народа. В Татарстане, в Елабуге, у меня такого ощущения не было. Поверьте, я с Удмуртией был раньше тесно связан по работе, ездил туда практически через день и знаю эти края не по наслышке.
Все смотрели не по разу фильм "Белое солнце пустыни", но мало кто помнит плакат за спиной красноармейца Сухова в одном из эпизодов. А там написано: "Да здравствует свободная женщина Востока! Женщина - тоже человек!" Отсюда и название цикла. Итак, приступаем!
Киров - Дебёсы: 361 км через Белую Холуницу, Глазов, Игру. Бросилось в глаза на этом маршруте обилие заброшенных деревень в Кировской области и отсутствие оных в Удмуртии. И поля: после указателя "Удмуртия" (на фото выше) поросшие бурьяном и борщевиком поля резко закончились и глаз радовали посевы различных сельскохозяйственных культур. На лугах лениво пощипывали свежую травку бурёнки. Пресытились, по всему видать. Было ощущение, что мы заехали в другую страну, не Россию.
В Дебёсы приехали ближе к вечеру, пошли прогуляться по селу. Солнце к закату разливало мягкий свет - самое время для съёмок.
Центральное здание Дебёс - сельская администрация. На пороге, как призрак из прошлого, нас встретил вездесущий вождь мирового пролетариата. Интересно: когда он, наконец, успокоится и упокоится, а тело нетленное уже вынесут из мавзолея и предадут земле?
За территорией заботливо ухаживают: трава и кусты аккуратно подстрижены, высажена клумба, дорожки очень чистые. Думаю, это не дань памяти внуку удмуртского народа (отец Володи Ульянова был, как известно, удмуртом), а забота об имидже сельской администрации. И сохранности кресел её руководителей. Мало ли какой высокопоставленный чиновник неожиданно нагрянет, а у нас всё готово!
С тыльной стороны здания в резных рамках висят фото деревень Дебёского района с краткими сведениями о них. Идея хорошая, креативная, рамки выглядят как резные наличники крестьянских домов. Однако, судя по разнородной стилистике "окладов", резьбой по дереву было поручено заняться самим жителям деревень. Это обычная российская практика: хочешь, чтобы тебя наградили, сам эту награду и изготовь. А мы уже сделаем за вас, бездельников, основную работу - вручим (повесим на стену, на грудь и т.п.) эту самую награду, будь она не ладна.
Сведения о населении этих деревень оставили неприятный осадок. "Деревня Марково. Год основания 1866. Население - 6 человек, число хозяйств - 1". "Деревня Бибаньгурт, основание - середина 19 века. Население - 3 человека, число хозяйств - 1". В середине экспозиции "окно" вообще закрыто ставнями. Видать, не осталось жителей, выглядит как памятник на кладбище... Да и количество оставшихся деревень удручает.Справедливости ради стоит сказать, что в районных центрах Кировской области и такую выставку не смогут устроить: деревень не осталось.
Зато если развернуться на 180 градусов, повернувшись к "Окнам" задом, то можно отвлечься от грустных мыслей и прогуляться по небольшому, но аккуратному парку.
Деревянные фигуры зверей и сказочных персонажей делят его на тематические зоны. Очень неплохо смотрится. И главное - никаких тебе разбитых фонарей и бутылок с пластиковыми пакетами на каждом шагу.
На фото - вехи истории села. С 1796 до 1921 года оно было волостным центром Вятской губернии, но этот момент создатели плаката почему-то решили опустить. Думаю, если когда-нибудь Дебёсы снова административно подчинят Кировской области, упоминание об Удмуртии так же бесследно исчезнет из истории села. А вы говорите: часть России... Обычные конъюнктурщики, держат нос по ветру.
С центром села познакомились, настала пора знакомиться с основной целью нашего визита. Родственников ни у меня, ни у жены здесь нет. Чего же мы тут забыли?
Дело в том, что здесь, на месте этапной тюрьмы Дебёс, основан музей истории Сибирского тракта. А мы уже давно увлечены этой темой: жена родом из села Кильмезь, районного центра Кировской области. А этот самый тракт через её село когда-то проходил. А она провожала взглядами из-за занавески проезжавших под окнами столичных щёголей - фельдъегерей, бравых казаков, бородатых купцов и уныло бредущих каторжников. Вот и ностальгирует теперь.
Сама этапная тюрьма не сохранилась, но зато осталась казарма нижних чинов. В ней и расположен музей. Сибирский тракт, как известно, делился
на этапы и полу-этапы. В полу-этапах только ночевали, а на этапах останавливались
на два дня. То есть, шли в режиме: 15 км - ночь отдыха, ещё 15 км - две ночи
отдыха. Так-то можно, особенно летом, но, во-первых, идти было ооочень
далеко, до 6 000 км и более, а во-вторых, шли в кандалах, что несколько
затрудняло движение.
Но время было уже позднее, музейные работники ночи напролёт не работают, в отличие от железнодорожников и фэ-эс-бешников. Поэтому визит в музей мы отложили на завтрашнее утро.
А пока прогулялись вдоль Сибирского тракта. Он же - Московско-Сибирский тракт, он же - Большой тракт, он же - Московско-Иркутинский тракт, он же - Главный Сибирский почтовый тракт, он же – Осьмая государственная дорога. А этот знак напоминает нам, что в середине 19 века здесь была Солдатская слобода. Как понимаете, вертухаи солдаты охраны не всё время находились в казарме.
Ещё одну достопримечательность села мы не смогли найти: гора Байгурезь. Указатель на шоссе есть, но свернув по нему, мы оказались на грунтовой дороге, идущей по склону холма. Куча развилок без единого указателя. В конце концов, поехав по одной из дорог, упёрлись в нефтяную качалку и развернулись. Ехать по каждой дороге, рискуя застрять в глине, желания не было.
Утром, по предварительной договорённости с директором музея, мы туда заявились. Нам провели очень увлечённые люди очень интересную экскурсию. Вход в музей - со двора.
На огороженной территории нас встречает языческий идол, подтверждающий слухи о том, что многие удмурты до сих пор язычники. Это, кстати, относится и к марийцам. Но обратите внимание на гаражи и сараи вдали. Здесь когда-то стоял барак, где содержались арестанты. Именно поэтому вход в здание казарм со двора: крыльцо обращено к бараку, а территория этапного комплекса огорожена высоким тыном и охраняемыми воротами. Вход в любое здание - только изнутри комплекса. Да и быстрее можно выбежать охране в случае тревоги, всё под контролем.
Вот схема расположения зданий этапа. Тут и казарма, в которой мы сейчас находимся. Она, впрочем, делилась на несколько помещений: отделение для этапного командира (там сейчас находится кабинет директора музея), солдатскую казарму и казарму для казаков. Напротив, как я уже упоминал, собственно тюрьма, в которой содержались отдельно поселенцы и каторжане, мужчины и женщины. Таким образом, 4 отделения. Баня, конюшня, кладовые.
Но не следует думать, что Сибирский
тракт – это только путь для каторжан и поселенцев в Сибирь. Это пОзднее расширение его функций, дополнительная опция. Хотя в данном музее акцент сделан именно на неё (благодаря истории здания), основное предназначение тракта - другое. Сибирский
тракт - старинный сухопутный маршрут, соединяющий европейскую часть России
через Сибирь с границей Китая. Это крупнейшая в мире трансконтинентальная
сухопутная магистраль, ее длина составляет четверть длины экватора, 11 тыс. км. Полтора
века это была главная дорога в России, связывающая Европу и Азию.
12
(22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь,
соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок
лет никаких действий предпринято не было. Указ оставался на бумаге. Заметьте: это при суровом Петре Первом, и за куда меньшие прегрешения казнившим чиновников! Но он больше смотрел на Запад, чем на Восток. Тогда добраться из Москвы до Китая можно было лишь с помощью множества
сухопутных маршрутов, водных путей и волоков. Это карта водных путей будущей Удмуртии.
Лишь в 1725 г. в Китай была
отправлена делегация, которую возглавлял граф Савва Рагузинский Владиславович.
В результате проведенных им переговоров в 1727 г. состоялось подписание
Буринского договора. Это соглашение установило границы государств неподалеку от
будущего поселения Кахты. Был также подписан и Кахтинский договор, который
определил торговые и политические отношения между странами. И, наконец, в 1730
году Россия взялась за строительство новой дороги, которую назвали Сибирский
тракт. Работы были закончены к середине 19 века.
Построенный из Москвы до
Китая тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические
отношения. На протяжении этого сухопутного маршрута действовали крупные ярмарки
- Макарьевская и Ирбитская. Также благодаря тракту осуществлялись постоянные
обмены товарами между разными регионами. Например, в Казанской губернии
появились богатые баи, которые открывали неподалеку от дороги свои фабрики.
Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и
Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло,
кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. И, конечно же, по тракту везли китайский чай. В связи с этим в конце XVIII века в России была основана первая чаеторговая компания «Перлов с сыновьями», появился обособленный клан торговцев — «чайники». Чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городах, но и в других регионах империи.
Также пользовались
Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они
транспортировали в Китай свои товары.
Стоит сказать и о том, что обозы тянулись
по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года. Вдоль него располагались сотни почтовых станций, постоялых дворов, тележных, санных и сбруйных мастерских, занятых обслуживанием нужд тракта.
Появление
транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных
заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский
пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского
государства.
Помимо
налаживания торговых связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России еще для одной
цели. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать Государственную почтовую службу. Строительство дороги уже в скором времени
оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления
из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в
1734 г. – еженедельно, а спустя два десятка лет – через каждые три-четыре дня. Чтобы почта доходила
быстрее, в специальной инструкции для курьеров обговаривалось: «Нигде, а
особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».
По дороге ездили правительственные почтовые
курьеры. У них на упряжи висели валдайские колокольчики, дававшие высшую
привилегию на тракте. Попробуй не уступи дорогу кибитке с колокольчиком: огреют
по спине кистенем — железными болванками на ремне, приделанными к деревянной
ручке. Как только послышится звон, смотритель почтовой станции должен держать
наготове тройку лошадей на замену, потому как почтовый чиновник нигде надолго
не имел права останавливаться. Замешкался смотритель — получил тумаков или еще
какое наказание.
Многие богатые люди тех времен мечтали заполучить высочайшее
разрешение водрузить колокольчик на дугу собственного экипажа и тем самым
пользоваться правом «зеленого света» на трассе. Синие мигалки на крышах лимузинов правительственных чиновников, в общем Рублёвка стоит.
Дорога
представляла собой череду верстовых столбов, переправ через реки и горы,
перелесков. Ее мостили камнем под наблюдением иностранных специалистов. В
болотистых местах клали деревянные настилы — гати. Для мощения проезжей части и
строительства мостов через реки и овраги требовалось огромное количество
бутового камня, песка и строительного леса. Для добычи камня по всей длине
Сибирского тракта были открыты каменные и песчаные карьеры.
Императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на
расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не
позволяя путникам сбиться с пути в непогоду. Каждому крестьянскому двору притрактовых
деревень давали «урок»: посадить на придорожной полосе по несколько березок и
проследить, чтобы они окрепли и выросли. И не приведи Господь, если березка
засохнет! Штраф должна была заплатить вся крестьянская община. А уж после этого
общинный сход наказывал виновного — чаще всего розгами. Эти старые березы, которые в народе так и называли «екатерининскими», говорят, встречаются и сегодня. Но я не встречал, берёзы столько не живут.
Почтовые тройки тоже появились при Екатерине. Как видно из информационного стенда, они назывались тогда "Гоньба". Запомните это название, мы в одном из следующих путешествий побываем в окрестностях селения с таким же названием. Их, кстати, немало по России.
На
дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик был обязан
обернуться от одной станции до другой. Для упряжек-троек была установлена
средняя скорость: по пересеченной местности — 10 км/час, по ровной — 12–15
км/час. Для сравнения: несколько лет назад я ехал на "Форде" по когда-то асфальтированной автодороге из Плёса в Кинешму Ивановской области. Крейсерскую скорость держал 2-3 км/ч. Когда на более-менее ровном участке чуть увеличил скорость и выдал рекордные 5 км/ч, жена, выполнявшая роль штурмана, в восхищении воскликнула: "Ну ты гонщик!" Это - начало 21 века, а не конец 18-го. Респект через века Екатерине Великой и Фу! - нашим современным властям.
Сибирский тракт стал основной причиной
заселения ранее мало обжитых мест. Правительство возводило дорогу способом
принудительной колонизации. Сибирский тракт – это местность, куда из
европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных
крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и
вольные переселенцы.
На
два года они были освобождены от всех существовавших в те времена повинностей,
кроме подушной. Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из
притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные
обязанности по содержанию переправ и мостов, провозке военных и т. д. Подобные
повинности в 40 раз превышали расходы тех же крестьян, проживавших в Российских
губерниях.
Это
был единственный путь, по которому на восток двигались служилые люди, купцы,
переселенцы, ученые, путешественники. Вот некоторые имена: Иван Ползунов —
изобретатель первой в мире паровой машины, Александр фон Гумбольдт —
путешественник и ученый, Николай Пржевальский — знаменитый путешественник, Петр
Козлов — выдающийся русский путешественник, писатели Антон Чехов, Константин
Станюкович, Александр Герцен, Владимир Короленко и другие. В числе других был и Фёдор Достоевский, но его я выделил наособицу, поскольку путешествовал он в кандалах и не по своей воле, да и вовсе не путешествовал...
По
Казанско-Сибирскому тракту проезжали в Сибирь и царские особы. В 1824 году в
путешествие отправился император Александр I. Есть легенда, что из Сибири он не
вернулся и умер там под именем старца Кузьмича, а в Таганроге под видом монарха
похоронили простого солдата.
Ну а «великим кандальным путем» тракт стал только при императоре Александре Первом. По императорскому указу 1817 года начала создаваться этапная система Сибирского тракта. Как видите, даже по дате видно, что это всего-лишь дополнительная опция.
Каторжан
заковывали в кандалы и цепи, прикрепляли по несколько человек к железному пруту
(отправка «по канату»). Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из
которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и
рядовых солдат. Этапные команды, которые размещались по тракту через одну
станцию, проводив партию ссыльных до следующего этапа, возвращались обратно. В
начале XIX века Сибирский тракт через каждые 25-40 верст был обустроен этапными
острогами и полуэтапами для отдыха. При каждом остроге работал кузнец — для
снятия кандалов и заковывания в них. Пешее передвижение по тракту было очень
изнурительным, а длительность перехода от Петербурга до Иркутска доходила до
двух лет.
Распорядок
движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным
документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила
обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д. Расстояние в 25-30 верст за два дня
преодолевали тюремные обозы, в составе которых порой бывали и подводы,
перевозившие домашнее имущество. Иногда в пути следования арестант мог заболеть
или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до
очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или
мертвого».
За период с 1783 по 1883 гг. по маршруту Сибирского тракта прошло
приблизительно 1,5 млн. заключенных. Были среди них и политические бунтари.
Например, в 90-х годах 18 в. по этой дороге дважды доставляли А.Н. Радищева,
являвшегося основоположником отечественного самиздата.
С
1826 по 1828 год через Дебёсы проходили и проезжали декабристы. Из инструкции
фельдъегерям для государственных преступников времен декабристов следует, что
каждого из них везли на одной подводе с жандармом. В дороге не допускались ни
под каким предлогом свидания с арестованными и разговоры, им не позволялось
писать записок, писем. Если арестант серьезно заболевал, его можно было
расковать, а иногда даже оставить в какой-нибудь деревне под надзором, пока не
поправится. Вслед за декабристами следовали по Сибирскому тракту их жены:
Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева.
Случались побеги, нападения каторжан, хватало и
разбоя, потому что в первое время конвойная служба была не обустроена. Сначала
этим занимались башкиры, потом казаки. Не сразу появилась специальная служба. А если каторжанин убежал, за него спросят. Что делали конвойные? Правильно, хватали первого попавшегося крестьянина из селений вдоль тракта и заковывали его в кандалы. Паспортов с фотографиями в те времена не было. По этой причине крестьяне старались отселиться
подальше от тракта.
В музее Дебёс есть одна очень выигрышная опция в сравнении с другими музеями: здесь любые экспонаты можно потрогать руками. Можно даже надеть кандалы и поселфиться в таком виде. Но в нашей благословенной стране поговорка: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" существует много веков не зря. Не буди лиха. Поэтому я просто взвесил кандалы. Тяжело даже для меня, откормленного.
Можно проселфиться и в каторжной робе. Но не нужно по вышеуказанной причине.
Дебесы
— один из ключевых пунктов пути Большого Сибирского тракта: именно здесь, прямо
в центре села, сошлись два направления Государевой дороги – Северное
(Петербургско-Вологодское), Южное (Московско-Казанское), по сути здесь
начинается нулевой километр Большого Сибирского тракта.
Тракт
оказал большое влияние на село Дебёсы: для его нужд были построены почтовая и земская
станции, цейхгауз, конно-этапная тюрьма и военный лазарет.
Сейчас в том же направлении проложены железная дорога и федеральные автомобильные трассы. Отчасти
последние накладываются на ветки бывшего Сибирского тракта, но нынешние дороги,
благодаря техническому прогрессу, немножко (но несильно, без фанатизма) выпрямлены и сокращены, поэтому большая часть
старого петляющего и учитывающего природный ландшафт пути осталась в стороне.
Есть участки, которые хорошо сохранились, они вымощены камнем, и местные жители
используют их для сообщения между деревнями. Такие участки мы видели в Кильмези и в Малмыже Кировской области. Но многие участки Великого тракта
полностью вышли из употребления и зарастают травой и лесом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий