воскресенье, 27 мая 2018 г.

На авто по Андалусии. Альгамбра Часть 1.


3 апреля среда. Альгамбра Часть 1.

С утра завтрак в кафешке, расположенной рядом с площадью Изабеллы Католической, с очень вкусным кофе и бутербродами. Аншлаг из местного офисного планктона. Никто на службу не торопится, болтают по часу. Работнички... Но свободного столика мы дождались и были вознаграждены, впав в грех чревоугодия.
Остановка автобуса на Альгамбру - сразу за площадью Изабеллы Католической, слева по улочке. Как раз на фото он стоит, красный. Проезд в районе 1,5 евро, может даже чуть меньше, билеты продаёт водитель автобуса.

По пути поприветствовали симпатичную девушку - полицейского.

Очень быстро доехали до Альгамбры. Билеты в неё покупали месяца за 3 в инете. И то время посещения дворца Насридов было свободно только на 19 часов. Ещё повезло, что не сезон: люди за пол-года не могут купить. В инете предупреждали, что очередь на регистрацию электронных билетов огромная, часа на 2. Ничего подобного. Слева от входа - просторный зал с девушками за многочисленными стойками. Подошли к той, где не было людей, показали электронный билет, получили карту Альгамбры. Ответила на хорошем английском на все наши вопросы, оставили в залог моё водительское удостоверение, получили два аудиогида. Модерновые, не запрограммированные на определённый язык, а сам настраиваешь в меню. Девушка показала как им пользоваться, предупредила, что подходить к дворцу Насридов нужно не позже чем за 15 минут до указанного в нашем билете времени, остальные объекты временем не лимитируются. Можно свободно выходить с территории Альгамбры, возвращаться. Кроме дворца Насридов, конечно. Там строго, снова не зайдёшь, время осмотра не более часа. Единственная проблемка: наш сеанс во дворце Насридов заканчивается в 20 часов, а принимают назад аудиогиды (что впрочем нас мало волновало) и возвращают залог до 20-10 (вот это действительно неудобство, не хотелось назавтра сюда возвращаться только за правами).
Затратив на регистрацию и ознакомление с принципом работы аудиогидов не более 10 минут (и то, большую часть этого времени девушка отвечала на наши вопросы), мы двинулись в путь. Контроль на входе без рамок и досмотров, очереди нет.
Ещё один миф про билеты: "Посетить Альгамбру можно в один из трех периодов: утром (с 8.30 до 14.00), днем (с 14.00 до 18.00) или вечером (с 22.00 до 23.30 в летний период с 15 марта до 14 октября, в зимний период с 20.00 до 21.30). Билеты продаются на один из периодов посещения, и приходить нужно именно в этот период." Конец цитаты из инета. На поверку мы вошли около 10 утра, вышли в 20-15. Поверьте, никому там до вас дела нет. И кто это будет контролировать? Чушь! Зачем выдумывать такие байки?
И вот мы в Альгамбре.




Альгамбра - это архитектурный комплекс, находящийся в восточном районе Гранады. До прихода к власти Насридов Альгамбра была всего лишь укрепленным кварталом, который имел название Ильбира (на испанском Эльвира). Захватив в 1238 году Гранаду, Мухаммед I ибн Наср занял Флюгерный замок и перенёс сюда свою резиденцию. Он начинает грандиозное строительство дворца, которое продолжает его сын, затем Юсуф I, Мухаммед V. В 13 веке об Альгамбре шла слава по всему миру. Была построена Дозорная башня, усилены древние стены. Затем появилась Башня Почитания. Обеспечив безопасность, эмир стал заниматься благоустройством. Его начинания были продолжены его преемником. При Юсуфе I и Мухаммеде Пятом появляется самое большое количество построек. Усовершенствуется и расширяется Алькабаса, строятся дворцы, укрепляются стены, появляются знаменитый дворик со львами, башня Комарес, железные ворота. В 1492 году Альгамбра завоевывается католическим войсками и становится королевской резиденцией. Здесь строятся дворец Карла V, церковь Санта-Марии.
Позже счастливая судьба отвернулась от Альгамбры. Бурбоны не испытывали к ней никакого интереса и даже взорвали часть комплекса. Говорят, что хотели уничтожить весь дворец, но, к счастью, не сделали этого. В 1821 году значительный урон Альгамбре был нанесен землетрясением. Во второй трети XIX века здесь складывается колония романтиков, здесь творили Байрон, Гете, Шатобриан, В. Гюго, В. Ирвинг. Тогда же начинается реставрация дворца и постепенно складывается отношение к Альгамбре, как памятнику истории, культуры и архитектуры.
Осмотр мы начали с садов Хенералифе. В XIII веке замок Альгамбра получил прекрасную резиденцию - летнюю, названную Хенералифе. Дворец состоит из основного здания, второстепенных построек и прекрасного сада. Главный дом построен в нарочито простом стиле, что резко контрастирует с дворцами Насридов.


Совсем по-простому, как у меня на даче, построить, конечно, не смогли.







Здесь на первый план выходит природа. Главный двор Хенералифе – двор оросительного канала, вдоль которого высажены деревья и сделаны ряды водяных струй.






Во дворце сделана превосходная смотровая площадка, с которой Гранада видна как на ладони.



Архитектор угадал с цветом стен. И как он только 800 лет назад смог предвидеть, какую рубаху я надену при посещении дворца сегодня?!



В XIX веке во дворце разбиваются Верхние сады с эффектной водяной лестницей и романтическим мирадором в неоготическом стиле.



 





Во время прогулки по верхним садам одной туристке стало плохо, а может, упала неудачно. Мы застали момент, когда уже подъехала мини-скорая. До того мини, что это стоило заснять.





Нижние сады – это сооружение XX века, здесь нет былой утонченности, но красиво подстриженные кусты и разнообразные цветы делают место очень приятным для прогулок в летний зной.










 

В 1984 году сады внесены в список ЮНЕСКО. Выходим из Хенералифе через аллею Кипарисов (1934 г).




После прогулки по садам вышли на площадь перед комплексом перекусить. Забегая вперёд замечу, что внутри Альгамбры видел только 2 палатки-домика, возле дворца Карла Пятого, на карте они не были обозначены. Весь общепит и сувениры - на площади перед верхним, главным входом. В тени павильона что на заднем плане.  А вот так наряжают детишек на экскурсии. Это не юные помощники дорожного рабочего или путейца. Обычные детишки. Неплохо бы нам перенять опыт.

Здесь же имеется подробный план Альгамбры для бестолковых, не умеющих читать выданные план-карты.


На самом деле здесь этапы строительства.
Подкрепившись, снова прошли через место контроля на входе, но никто на нас вообще не обратил внимания. Пройдя сквозь стражу, направились не направо, к садам Хенералифе, а налево, к Альгамбре. Выложенные из красного кирпича (с арабского "Альгамбра" переводится как "красный замок"), стены замка, возведенные на холме Ла-Сибика, как мы убедились ещё вчера, видны издалека.
Вошли через старинный мост и мимо Водной башни. Она прикрывала акведук, по которому в замок из реки Дарро поступала вода. Была взорвана французами в 1812 году, но как видно восстановлена. И акведук частично тоже.

На пути - Медина. В конце арабского правления район Альгамбры стал полноценной частью города, мединой. Сюда входил не только дворец с крепостью, но и жилой квартал. В Верхней Альгамбре проживали представители верхнего сословия, ремесленники, которые обслуживали комплекс. В местечке, называемом "Сухим садом" который стал таковым после разрушения акведуков в 16 веке, сохранились фундаменты домов, мастерских, гончарных печей. Вдоль неё идёт Кипарисовая аллея, где деревья подстрижены в форме аркады.

Дворец Абенсеррахов. Был построен в 13 веке и стоял рядом с одноимённой башней. Принадлежал одному из самых знатных родов эмирата. В том же злосчастном 1812 году был взорван теми же злосчастными французскими варварами. И что им далась эта Альгамбра? А ещё русских варварами считают. Сохранились только фундаменты, водоём и башня.











Затем, двигаясь в направлении Алькабы, мы проходим через контролёра, который работает только на впуск, а выпускает всех свободно, и попадаем в "свободную зону". Здесь расположены сувенирные лавки, действующая гостиница, соборы, таксисты и многое другое. Есть выход на шоссе, ведущее в город. То есть, имея билет, можно зайти в Альгамбру и здесь. По высоте это средний вход.  В этой же зоне располагаются бани при Большой мечети, построены 1302 - 1309 гг. И как только французы в 1812 году не сподобились и их взорвать, хотя этот вандализм как раз был бы объясним: они мыться не любят.
Объект мне, любителю бань, показался очень интересным. Кстати, эта баня не единственная в окрУге, во дворце Насридов тоже есть хамам.

Освещение здесь естественное.

Можно мысленно представить, как тут парились 700 лет назад.

Бродя по помещениям, реально представляешь все процессы действа. Не хватает только самогО пара. Кстати, как и где топится печь, нагревается вода, поступает пар здесь можно легко рассмотреть во всех подробностях. Всё сохранено, точнее, восстановлено.


Опустить ноги в бассейн.

Посидеть с кружечкой пива после бани, поздравляя всех выходящих с лёгким паром.

Выходя из бани сделал вывод, что практически современные хамамы не претерпели каких-либо изменений за 7 веков.

Слева на фото завиднелось инородное строение Карла Пятого. Прямо - церковь Санта-Мария. Она была построена на месте бывшей мечети в период 1581 – 1618 годы. Первая месса после освобождения города от мавров была проведена именно здесь.


Имеет в плане форму латинского креста.


Главную статую храма - Святой Девы Печалей в страстную неделю носят на этом серебряном  пасосе, изображающем аркады Львиного дворика.


В свободной зоне находится и дворец Карла Пятого. Причиной строительства дворца стало желание короля иметь резиденцию со всеми современными ему удобствами и с видом на красоты замка. Это как если бы новый русский со свойственным ему вкусом построил в центре Дворцовой площади в Питере современную хорому в неоготическом стиле со всеми наворотами из желания любоваться каждый день творением Растрелли. "Хорома" эта квадратная в плане, но имеет круглый по форме внутренний двор.








Не впечатлил и внутри. Пробыли мы здесь не более 15 минут. Больше понравилась площадь перед дворцом. Много скамеек, цветов, 2 торговые точки с чипсами и Чупа-чупсом, столик с обменными аудиогидами. А также входом в дворец Насридов слева от дворца Карла Пятого и видами на Гранаду.





 Винные ворота являются одними из наиболее древних (правление Мухаммеда Третьего, начало 14 века). Здесь продавали вино, не облагаемое налогами. Именно этим воротам французский композитор Клод Дебюсси посвятил прелюдию "Ворота Альгамбры".


 
Проходя через Винные ворота, попадаем на площадь де Лос Альхибес - площадь Прудов, она же - площадь Водоёмов. На самом деле ни того ни другого здесь нет, голая площадка. Получила название из-за того, что в 1494 году граф де Тендилья выкопал здесь подземные резервуары. По другой версии выкопал пруды, впрочем, одно другому не мешает, зависит от назначения. За ней находится вход в крепость Альгамбры – Алткасабу,

отделённую от остальной части дворцового комплекса широким рвом, а также двойной крепостной стеной, между которыми расположен узкий двор. Позднее, когда к власти пришли испанцы, на северном и южном склоне горы была добавлена третья стена. В состав Цитадели входило девять дозорных башен, с которых хорошо просматривались окрестности и оружейная площадь. Здесь вольница закончилась, проверка билетов довольно тщательная, гораздо серьёзней, чем на входе в комплекс.

Алькасаба переводится как "крепость". Это самая укреплённая и старейшая часть Альгамбры, куда была перенесена резиденция королей.  Предполагается, что укрепления на этом месте были ещё задолго до мусульман - в 9 веке. А крепость построил Саввар бен Хамдун, Мухаммед 1 её укрепил и построил 3 новых башни. Его сын Мухаммед второй держал здесь резиденцию вплоть до постройки дворцов Альгамбры. После прихода христиан вплоть до французской оккупации здесь была тюрьма.

В центре внизу - Круглая башня (1586 г), справа высокая - башня Оммажа (26 метров).


Вид с Круглой башни.


Слева - башня Оммажа, справа - Сломанная башня. Получила название из-за трещины, пересекшей её сверху донизу. Перед ними - Оружейная площадь с фундаментами домов, где жил гарнизон и обслуга, остатки цистерны для воды, а также вход в подземную тюрьму.




Вид с Дозорной башни и она сама. Самая высокая в цитадели башня (27 метров). Именно на ней в 1492 году христиане подняли флаг ордена Сантьяго и королевские.


С тех пор завоевательских знамён прибавилось.

Колокол был установлен в том же 1492 году, с тех пор башня получила второе название: Колокольная. Правда колокола уже не те. Ныняшняя звонница датируется 1840 годом. Раньше он возвещал горожанам не только об опасности, но и когда поливать поля. Вода со Сьерра Невады подавалась, видать дозировано: с 8 до 9 и с 18 до 20 (последнее - не исторический факт, а моё предположение). Сейчас колокол звонит один раз в году: 2 января в честь дня рождения моего шурина и дня освобождения Гранады от мусульман.


  Башня Идальго.



Дозорная башня полностью оправдывает своё название: обзор тут на 360 градусов отменный. Ни одна мышь не проскочит незамеченной.




Обратите внимание: оборонительная стена протянулась через весь Альбайсин и холм.















 Но и среди этих камней есть оазисы для отдыха воинов (или их начальников).




Выйдя из крепости, направились через Винные ворота в "свободную зону". Винные - внутренние ворота, но нас заинтересовали ещё одни ворота, расположенные рядом - ворота Справедливости, они же - ворота Правосудия. Хотя в России я бы не стал ставить знак равенства между этими понятиями.
Ворота Справедливости или башня Правосудия были построены в далёком 1348 году, судя по надписям на стенах, Юсуфом Первым.

Вход в башню со стороны Алгамбры имеет большую подковообразную арку, сводчатую перемычку и мраморную руку, вырезанную в углублении. Значения этого символа я не понял. Может у вас есть какие версии?

Предположил, что это что-то более пОзднее, массонское. В путеводителях же утверждается, что это арабское изображение руки Фатимы, дочери Пророка. Некоторые полагают, что рука отводит дурной глаз, или считают символом Корана: 5 пальцев представляют пять основных заповедей: единство Бога, молитву, пост в священный месяц, благотворительность и паломничество в Мекку. Очень сильно сомневаюсь. Мусульманам тот же Пророк запретил изображать животных и человека, а также части его тела. И записано это опять же в Коране. Согласитесь, было бы верхом кощунства изобретать символ Корана с попранием одной из основных его заповедей и изображать его на веки вечные в мраморе.

Вход в башню с внешней стороны, точнее, от Альгамбрского леса, украшает скульптура Девы Марии и младенца Христа, сделанная по приказу католических королей. Это ещё раз косвенно подтверждает мою версию и послеарабском происхождении руки. Кстати, если приглядитесь к фото, рука здесь тоже присутствует. Ох уж эти вездесущие массоны! Интересно, почему символы на памятниках архитектуры, изображённые нашими туристами при посредстве 3-х русских букв, не приписывают создателям памятника? 



 В самой башне сейчас какой-то музей, или выставка, мы так и не поняли, абсолютно не интересные. Мы пробыли там ровно 5 минут, хоть вход и бесплатный. Ещё раз подтверждает мысль, что всё стоящее посмотреть стоит денег. А бесплатно только сыр в мышеловке. Или как говорят англичане: не бывает в жизни таких вещей, как бесплатный ланч.
Выйдя за пределы комплекса через эти ворота, нашли большой фонтан Карла Пятого. Понятно, что опять барокко. Но здесь он смотрится уже не так инородно, хотя до полной гармонии далеко.


На этом время наше истекло и мы, не заходя в начинавшийся через дорогу Альгамбрский лес, поторопились во дворец Насридов. Но об этом во второй части.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...