пятница, 4 мая 2018 г.

На авто по Андалусии. Гибралтар и вечерний Аркос.


31 марта, суббота. 10-й день. Завтрак в отеле.
Выезд из Аркоса в Гибралтар поначалу не задался.

Проснулся на рассвете. Самое хорошее освещение наряду с закатом. Снимал прямо с лоджии.


Спустились в бар на завтрак. Очень старательно подобран интерьер, много старинных вещей использовано в оформлении. Уюта нет, но полное ощущение нахождения в средневековой таверне. Только не так шумно. Стол накрывал хозяин. Сама предупредительность и доброжелательность. Вообще ни в Португалии, ни в Испании ни в одном отеле мы не встречали ни одного хмурого или хамоватого сотрудника. Все приветливы и отзывчивы. На столе появились местные тосты из разрезанных вдоль огромных лепёшек. Холодный суп-пюре-соус томатный. Хамон. Колбаса. Сыр. Кофе. Сок. Куча разных мясных паштетов. Джем. Масло. Искоса наблюдаем за местными. Иностранцев мало. Больше путешествующих испанцев. Они этот томатный суп намазывают густо на тостище, поливают сверху оливковым маслом и едят под кофе. А я к тому времени свою и жены порции уже сметал как обычный суп. Не сказать, чтоб очень вкусно, вкус своеобразный, к нему нужно привыкать.
После завтрака стартовали в Гибралтар. Расстояние - 120 км. Всё рядом в этой Европе. Однако старт не задался. Спустившись со скалы на равнинную часть города, фактически на выезде на развязке с кольцевым движением решил не обижать полицейских и уступил им дорогу. В теории мог и проскочить, но кто знает, насколько обидчивы местные мачо, посему счёл за благо их пропустить. Не простоял и 5-ти секунд, как вся машина сотряслась от удара: кто-то в меня впечатался. Удар показался настолько сильным, что я боялся поглядеть на заднюю часть своего авто и всерьёз усомнился в возможности его использования в дальнейших путешествиях. Краем глаза успел заметить, что полицейская машина съехала с кольца на первом после меня выезде и остановилась. Видимо и звук был впечатляющим. Включил аварийку, выхожу из авто. Как ни странно, лишь небольшой скол на правом заднем фонаре и царапина на бампере. Я их сначала даже не заметил.


В это время подошла водительница - испанка лет 65-70. Я уже открыл рот, чтобы спросить, как она тормозит, если впереди нет машин, но, глянув на её авто, передумал. При одном взгляде на бока её машины мне стало понятно, чем. Благо улочки здесь узкие и углов домов по пути встречается немало. Осмотрев заднюю часть её авто, я также понял, как она тормозит при движении задним ходом. Ну а при взгляде на передок не надо быть провидцем, чтоб сделать вывод, что сегодняшнее её торможение о мой автомобиль - ежедневная практика. Дама выглядела очень виноватой и что-то постоянно лепетала по-испански. Как я понял, извинялась.
Подошёл полицейский, очень неплохо говоривший по-английски. Спросил, есть ли пострадавшие. После этого стразу потерял к нам интерес, мельком глянул на мои повреждения,  показал, где находится полицейский участок и, вежливо простившись, убыл.
Участок был совсем рядом: на следующем после полицейской машины съезде в 40 метрах от кольца. Оформили ДТП очень быстро, дама со всем согласилась и подписала. Поскольку в участке никто по-английски не говорил, чтобы перепроверить написанное, я набрал аварийный номер, указанный в договоре аренды и позвонил в фирму. Объяснив по-английски в 2-х словах суть, передал трубку полиционеру и попросил их немного пообщаться между собой по-португальско-испански. Как я уже говорил, разница между двумя языками существенно меньше чем у нас с белоруссами. Вся процедура заняла не более 15 минут. Он даже не хотел выходить к машине, чтоб посмотреть повреждения, отмеченные в протоколе. Я его чуть не силой туда привёл. Не интересны им эти дела страховых фирм. Единственный вопрос, заданный с неподдельной заинтересованностью, притом в самом начале, был: есть ли пострадавшие. Остальное ему явно глубоко по барабану.
С подпорченным настроением продолжили путь в Гибралтар. Однако, на подъезде к городу, небо совсем расчистилось, глубокая синева неба и солнце разогнали душевные тучи и настроение заметно приподнялось. Последний испанский городок перед Гибралтаром - Ла Линеа де Консепсьон. Здесь начинается очередь на границу. Пристроились в хвост, но простояв несколько минут и увидев, что очередь почти не движется, использовали последнюю возможность её избежать. Как раз находились на кольце, поэтому перестроились в другой ряд и съехали с кольца на следующем съезде, ведущем на парковку. На парковке рядом с нами выгружалась русская семья. Они предложили вместе идти, но мы отказались и пожелали им удачи.
До КПП метров 300. На границе не досматривали, взяли паспорта, посмотрели визы, спросили о цели визита и продолжительности. Ответ: "На день, может и меньше" их устроил. Поставили штампы на въезд и сразу на выезд, одним числом и пожелали нам приятного отдыха. Я потом долго и не без гордости разглядывал этот британский штамп,  ведь я никогда прежде в Британии не был.
Оказавшись на территории Великобритании, первым делом бросились в глаза красные типично английские телефонные будки, чёрные мусорные баки с атрибутами герба Её Королевского Величества и красные же двухэтажные автобусы.

 

 
Порадовали и знакомые по фильмам про Шерлока Холмса и его тётю из Бразилии шлемы английских полицейских.

Не осталось без внимания и наличие на каждой автобусной остановке автоматов по продаже карт Гибралтара. Всего за 1 евро = 1 фунт. Явно выгоднее заплатить евро. В данном случае реверанс в пользу туристов, большинство из которых не заморачивается обменом валюты. Однако, уже при посадке в автобус цены в евро и в фунтах. И здесь курс евро явно не выгоден. Но цены не запредельные, поэтому мы тоже покупкой стерлингов не парились. Заплатили за билет до центра туда-обратно что-то в районе 3-х евро с носа. Расположились на сиденье и стали наслаждаться Англией за окном. Вообще у меня появилось ощущение и оно не покидало меня весь день, что я оказался дома: все говорят на знакомом и понятном языке и меня все прекрасно понимают. Какой контраст с Испанией! Проехали через взлётную полосу аэропорта.
В Гибралтаре есть небольшой аэропорт, расположенный у подножия Гибралтарской скалы. Его владельцем является Министерство обороны Великобритании. Обычно аэропорт используется для военных нужд. Однако местная авиакомпания «Гибралтарские Воздушные Трассы» выполняет и гражданские авиарейсы, в основном в Лондон, Манчестер и Мадрид.
Но рейсов сейчас не много - 5 в сутки. Стоит обычный светофор, как на перекрёстках. Он и регулирует движение по взлётной полосе. Даже шлагбаума нет. В нашем случае самолёты уступили дорогу, или их не было. Во всяком случае зелёный горел нам. Полосу пересекают не только автомобили и автобусы,



но и пешие туристы. От границы до центра города совсем недалеко. Для пешеходов имеется "зебра". Кстати, обратно мы пошли пешком, несмотря на наличие билета. Очень хотелось прочувствованно пройти по ВПП (взлётно-посадочную полосу на нашем, пилотском, сленге).




От центра другой автобус довёз до нижней станции фуникулёра, соединяющего низ и верх самой знаменитой местной достопримечательности - скалы. Огромная бесплатная парковка. Видимо в награду автотуристам, выстоявшим терпеливо очередь на границе. И тут нас постигло разочарование: очередь на фуникулер была огромна, хвост тянулся далеко за парковку. Потеря 2-3 драгоценных часов, да ещё и на солнцепёке явно не входила в наши планы. Рядом со станцией фуникулёра, с противоположной от парковки стороны - автостоянка для микроавтобусов. И куча водителей агитируют за Советскую власть и собирают свои команды из 8 человек пассажиров. Альтернатива фуникулёру. Немного дороже, но зато с остановками, где фуникулёр не останавливается и куда пассажиры фуникулёра могут добраться только пешком. И плюс рассказы экскурсовода-водителя. При цене фуникулёра 22 евро мы заплатили за всё удовольствие 30. Мы выбрали команду женщины-водителя. Такая прожжённая, с низким хрипловато-прокуренным голосом дама, что воображение непроизвольно дорисовывало папироску в углу рта и браунинг на боку. Этакая комиссарша времён революции и Гражданской войны. Заняв передние сиденья рядом с водителем, мы двинулись в путь.

 Немного о самом Гибралтаре.
Государство Гибралтар представляет собой узенький скалистый мыс, который омывается морскими водами. Скала тянется узкой полоской с севера на юг. Ее максимальная высота составляет 426 метров. Природной особенностью страны считается огромное количество уникальных туннелей и пещер в скале, которые представляют особый интерес для спелеологов, приезжающих сюда со всего мира. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году. Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.
Сегодня Гибралтар считается самоуправляющейся колонией Соединенного Королевства. Здесь есть генерал-губернатор, назначаемый королевой. Еще в Античности небольшой Гибралтар имел огромное значение в истории Европы. Именно с этого государства началось покорение материка маврами, когда в начале VIII века генерал Тарика-ибн-Зияд высадил свои войска на юге полуострова.
В те времена Скала и получила название Jebel Tarik, что в переводе означает «гора Тарика». Территория Гибралтара состоит из одноименной скалы и небольшого перешейка, соединяющего скалу с полуостровом. На севере страна граничит с Испанией. Южной соседкой Гибралтара выступает испанский анклав Сеута, расположенный на территории африканского континента. На западе берега Гибралтара омываются водами бухты Альхесирас, а на востоке — Средиземным морем. В ясную погоду с вершины скалы Гибралтар можно увидеть не только испанскую Сеуту, но и африканское побережье Марокко.
Всё это и многое другое, о чём речь пойдёт ниже я узнал из рассказа нашей комиссарши, назвавшейся Сильвией и всю дорогу не закрывавшей рот. И хотя она свой язык, как и язык всех гибралтарцев, называет "Спинглишем",  я заметного испанского влияния на её английский не заметил: практически британский английский. Вся история Гибралтара разворачивалась вокруг этой скалы (the Rock). Гибралтар имеет важное стратегическое положение, находясь между Европой и Африкой. Скала - природная крепость, значительно усиленная и обустроенная британцами за время владения. Британским Гибралтар является с начала 18 века (дольше, чем США имеет независимость). Испанцы не раз пытались его вернуть. Все это время скала то и дело становилась местом конфликта. Последний завершился лишь в 1975 году, со смертью испанского диктатора Франко. При его правлении, Гибралтар находился в изоляции от Испании, была закрыта дорога, обрезаны телефонные линии, а гражданам Испании было запрещено работать в Гибралтаре. Только военная мощь скалы удерживала испанцев от интервенции. Пушки Гибралтара простреливали пролив до Африки, контролируя проход всех судов в Средиземное море.

береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery)


Первая смотровая площадка с обозначением самой южной точки Европы (коей, по правде говоря, Гибралтар не является), с нескромной заявкой на центр современного мира и с шикарными видами на морской порт, пролив и Африку.

Вид на Гибралтарскую бухту. На её противоположном берегу - испанская Тарифа, которая находится на водоразделе Атлантики и Средиземного моря.

Здесь хорошо видно, где что: слева - Африка (там тоже скала), прямо - Гибралтарский пролив, который за Тарифой (справа мыс) соединится с Атлантикой. А водное пространство справа - акватория Гибралтарского порта.

Африка прямо.




После первой остановки последовала вторая у пещеры Святого Михаила. Здесь были найдены останки первобытных людей и древнейшая наскальная живопись, изображающая животных. Билеты в эту пещеру входили в сумму, обозначенную комиссаршей. Поэтому у пещеры она раздала их нам и мы прошли через билетёров свободно. Во время Второй мировой войны этот уникальный природный грот был переоборудован под военный госпиталь. Сегодня в пещере Святого Михаила располагается великолепный концертный зал. Сталактиты и сталагмиты ничуть не мешают работе зала, наоборот, своими переливами в лучах юпитеров создают совершенно неповторимую декорацию. Акустика потрясающая.




















На выходе из пещеры нас ожидали местные жительницы: ещё одна главная достопримечательность Гибралтара. Ведут себя нагло, как и подобает аборигенам, уставшим от толп туристов. Одна из них без спросу забралась сначала на капот, потом на крышу припаркованного авто. Я ждал, что она на него погадит. Но культура, видимо, не чужда и аборигенам.









Про этих аборигенов очень любят рассказывать экскурсоводы: имя им — варварийские обезьяны (эти животные более известны как бесхвостые макаки). Существует легенда, которая гласит, что пока на Гибралтарской скале живет хотя бы одна такая обезьяна, страна будет оставаться британской собственностью.
Во время 2-й мировой войны они начали вымирать (наверное, происки диверсантов генерала Франко, ведь испанцы до сих пор пытаются вернуть Гибралтар), тогда Уинстон Черчиль распорядился солдатам гарнизона взять над ними шефство, кормить и лелеять. Поэтому, они находятся под официальной защитой военно-морского флота Британии, и известен девиз «Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина». На туристов обезьяны смотрят свысока. Сегодня популяция бесхвостых макак на Гибралтарской скале насчитывает около 230 особей. К слову, эта страна является единственным местом в Европе, где эти удивительные животные находятся в естественных условиях обитания.

По пути к вершине ещё пара остановок в живописных местах с потрясными видами.







И вот, наконец, вершина. Погода по уверениям Сильвии нам очень благоприятствовала, вчера весь день лил дождь и ничего не было видно на 300 метров. С мирадора со стеклянным полом виды на 760 градусов.





На стеклянный пол не сразу решаешься ступить.






 




Тут же одна из макак решила устроить фотосессию. Решение сугубо добровольное, дрессировщиков-фотографов с кнутом и ошейником в руках рядом не было. Я с удовольствием сфотографировался с предком.




Никогда не думал, читая труды Дарвина, что среди моих предков есть Гибралтарские аборигены. Надо использовать это открытие для получения Гибралтарского гражданства. Кстати, все граждане Гибралтара являются ещё и гражданами Великобритании и подданными Её Величества.



На спуске также пару раз останавливались. На сей раз остановились у очередной береговой батареи. Во время строительства эти посты назвали в честь разных членов королевской семьи. Эта  - имени королевы Шарлотты. Как на ладони видны аэродром (ВПП за неимением места была отсыпана в море),

стадион, Трафальгарское кладбище, другие сооружения.
Кладбище Саутпорт-Дитч было открыто и освящено в июне 1798 года, а спустя 7 лет, в 1805 году переименовано в честь Трафальгарской битвы и использовалось для захоронений до1814 года. Несмотря на своё название, на нём похоронены лишь два участника сражения, умершие от ран - лейтенанты Уильям Форстер и Томас Норман. Большинство погибших в битве были захоронены в море, а тело адмирала Горацио Нельсона было доставлено в Лондон. Остальные умершие от ранений похоронены в других местах.
Большинство похороненных на кладбище — жертвы трёх эпидемий жёлтой лихорадки.

Вот он, узенький перешеек. За полосой, где большие многоэтажки уже Испания. Слева бухта и порт, справа Средиземное море.

 
 



На южной точке страны Грейт-Европа-Пойнт расположен знаменитый Южный маяк, фотографию которого частенько помещают на обложку путеводителя по стране. После скалы загрузились в городской автобус и поехали на Europa Point. Ещё один маст си. На южной точке острова имеется небольшой парк с детской площадкой, кафе и общественным туалетом. Новенькая мечеть. Башня церкви Мадонны Европейской (Our Lady of Europe), бывшая мечеть, бывший маяк. Несколько мемориалов и новый маяк (к маяку не подходить! Частная собственность!).



 
 



Внимания заслуживает и мемориал Сикорского - дар Польши. Сикорский - вовсе не тот, о котором вы подумали (русский ученый), а вовсе даже польский генерал Второй Мировой. Генерал Сикорский был командующим польской армии (вы про такую слышали в 1943 году?!)и одновременно Премьер-министром польского правительства в изгнании (интересно, чем оно знаменито?). Мемориальная доска гласит: Сикорский и весь польский народ страшно страдали от агрессии и немцев, и русских (это в изгнании-то, в Англии? Подозреваю, что не в шахтах там работал, и кормили вдоволь. Я бы с удовольствием там пару лет пострадал на полном пансионе ничего не делая). В общем, Сикорский (и в его лице - весь польский народ) - д'Артаньян, а все вокруг - понятно кто. Только, в отличие от героя Дюма, генерал не переплыл за подвесками море, а упал в него вместе с самолётом. В общем, все померли. Про это недавно показывали документальный фильм-расследование. Причину не определили. Международная комиссия, где наши не участвовали. Накануне Сикорского в Гибралтаре гостил Молотов. И они чуть ли не пересеклись там. Вот на русских и подумали. Странные они, эти поляки: если самолёт командующего ВВС разбился в бытность в это время или накануне неподалёку русского - мы и виноваты. Так ведь англичан там было гораздо больше. И не с последними их чинами общались Молотов с Сикорским. Если польский президент разбивается после посещения российской Катуни - опять мы. Так ведь это не мы к ним в обоих случаях прилетали. Мёдом, что ли намазано? В общем я даже снимать этот памятник  не стал.

Самое узкое место Гибралтарского пролива. Горы вдалеке, это Африка (там Танжир). Вовсе не надо забираться на скалу, чтобы видеть Африку. Рекламный трюк. Конечно, для этого нужна хорошая погода, как сейчас.


 И море! Не океан, конечно, оно по-своему красиво.




Вернулись на автобусе в центр. Оттуда - пешком к границе.




Памятник воинам 1939 - 1945 гг.

При пересечении испанской границы никто нас не досматривал и не проверял. Там на КПП вообще никого не было. Ни испанцев ни англичан.

При въезде в Аркос сразу наверх к нашему отелю не поехали, ушли влево по равнинной, но очень извилистой дороге. Решили заснять деревню на скале снизу от речки. Красивый ракурс, не более. Отличный ракурс не получился: там, где мы его находили не было возможности остановиться. Да и не закат ещё.




С тем вернулись домой. Центр всё ещё перекрыт. Место для парковки нашли и без индейца, но пришлось покрутиться по узким улочкам. В конце концов, передвинув коробку с мусором, парканулись между 2-мя дверями чьего-то дома впритык к стене. Поднимаясь наверх, обратил внимание на местные авто: они все без исключения покарябаны. Как и углы домов. Не удивительно в такой тесноте.
Время ужина. На сей раз пошли на поиски ресторана в другом направлении. Второй из присоветованных хозяином отеля в этом направлении нам приглянулся. Зашли и не прогадали.
Очень уютный ресторанчик с крайне гостеприимным и радушным персоналом. Тапас разнообразный, а горячие блюда выше всяких похвал - и первое и второе. Интерьер замечательный. Иностранцев кроме нас не было, только местные. Рядом сидела большая испанская семья, наверное, какой-то семейный праздник (сели чуть позже за сервированный столик слева от меня). Херес помог совсем забыть об утреннем инциденте и отдых получился замечательный.








 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...