суббота, 2 марта 2019 г.

Перевал Сан-Готард. 3 сентября 2016 г.


Перевал Сан-Готард. 3 сентября 2016 г., суббота. День 15.

Конечная точка сегодняшнего маршрута - Базель (Швейцария). Но с непременным форсированием перевала Сан - Готард. С утра дочка заявила, что на  Готард с нами не поедет. Довезли до Лугано, посадили на поезд. Ну а мы с женой приступили к реализации нашего плана. Менаджио - Базель - 291 км. Из них Менаджио - Сан-Готард - 115 км. Места очень живописные.

На подъезде к перевалу - пробка. Пока стояли, жена фотографировала номера машин: вся Европа здесь на пути из Италии.






Видимо, частично пробка образовалась из-за дорожных работ, но лишь частично. Мы впоследствии ещё не раз форсировали перевал и всё время на подъезде к нему была пробка.

А вот здесь ключевой момент: слева - тоннель, являющийся самым коротким путём в центр Швейцарии и иже с ним в прочие Европейские страны, справа - дорога туда же, в Андерматт, но через перевал. Поток машин до этого раздвоения довольно значительный, большая часть идёт через тоннель, платный, пропускная способность терминалов ограничена. Отсюда и пробка. Как только мы отвернули на перевал, пробка закончилась.

Указатели очень информативны, заблудиться сложно.

На перевал мы поехали не одни: во время стояния в пробке окно стоявшей рядом машины с Люксембургскими номерами открылось и сидевшая на штурманском сиденье блондинка на чистом русском языке обратилась к нам. Оказалось, что живут в Люксембурге уже довольно давно, она - с Кавказа, с Пятигорска, он - с Казахстана. Возвращаются с отдыха на Лигурийском побережьи с двумя детьми. Они планировали ехать через тоннель, часто здесь ездят, но после моего рассказа о перевале, заинтересовавшись, решили поехать с нами.  Особенно их прельстила идея побывать через каких-то пол-часа на Российской территории. Ностальгия, знаете ли... Потом очень благодарили: если бы не эта встреча, они бы и дальше ездили в неведении по тоннелю мимо таких мест. Опять же патриотическое воспитание детей: подвиги люксембуржцев (если таковые вообще имели место) и рядом не стояли с героизмом русских. Поэтому ничего не остаётся, как воспитывать детей на примере малой Родины (ничего себе малая, тавтология какая-то получается). Но обо всём по порядку.

  Сейчас для автотуриста есть три варианта на выбор: две дороги, которые видны на панораме, либо подземный тоннель. Дорога через перевал Сен-Готард прямизной не отличается, но сделана по-умному, в отличие от перевала Гросс-Глохнер в Австрии: крутизна не такая большая и можно свободно подниматься на 3 и 4 передачах. Это по правой дороге. Но мы впоследствии (на следующий год) проехали и по левой дороге, через Айроло, причём на арендованной менее мощной машине (Шкода-Рапид), это было гораздо ближе к экстриму. Мой третий визит на Сан-Готард был в 2018 году на арендованном Форде-Фокусе снова по более пологой правой дороге.

 По пути к перевалу Сен-Готард открываются замечательные виды.


 



 Айроло. В центре кадра видна двухполосная дорога — это южный портал Сен-Готардского 17-километрового автомобильного тоннеля. Он является третьим из автомобильных тоннелей по протяжённости в мире. Тоннель был открыт в 1980 году. Ограничение скорости — 80 км/ч.

 На 100 лет раньше был построен соседний железнодорожный тоннель. Его строили в 1872—1881 годах. При этом пришлось преодолеть большие трудности вследствие обильного притока воды и значительного давления породы на стены и своды туннеля. Сооружение туннеля стоило около 4000 франков за погонный метр или 17 тонн золота за весь тоннель.

Транспортные развязки в Айроло сделаны в разных уровнях, светофоров нет.

Сен-Готард — самый важный горный перевал Швейцарских Альп, причисляется к Лепонтинским Альпам. Его длина 32-48 км, ширина 10-12 км, площадь около 440 кв. км. Высота 2106 метров. Именно через перевал Сен-Готтард русский полководец Александр Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы, так как в те времена еще не было 17-километрового тоннеля.

 По дороге на перевал есть большая парковка с развитой инфраструктурой: туалетами, рестораном, видовой площадкой и т.п. Именно оттуда мы узрели чуть пониже ресторана ещё одну - пикниковую площадку.

Поскольку второй столик был свободен, мы решили туда спуститься, тем более время шло к обеду. Оказалось, что кампания, к которой мы присоседились... из России!!! Ребята из Воронежа, путешествуют с немцко-швейцарским (я диалекты немецкого не различаю, дочери рядом не было) родственником, он им и показывает памятные места. Этот единственный не русскоязычный как раз и попал в кадр: убирает со стола. В красной футболке - казах, муж нашей знакомой Татьяны; к сожалению, не могу вспомнить его имени, вроде, Боурджан. В центре - Татьяна и её дочь.

К слову сказать, других русских на перевале я не встречал. Это же надо так совпасть: в одном месте в одно время встретились единственные на 100 миль в округе 3 русских семьи!!! Маловероятно, но факт!


 Можно бесконечно любоваться пейзажами

и коровами. Пастухи, наверное, со мной не согласятся.

Главный недостаток альпийских красот — это линии электропередач.

К счастью, иногда удаётся их избежать.






   Сам перевал. Верхняя точка. Куча байкеров, которые, кстати, не так часто попадаются на дороге (может мне просто повезло и они все были тут?); 

точка не возврата обратно в Италию и Южную Швейцарию. 


Небольшое озеро в обрамлении суровых гор и несколько домов — гостиница, музей Сен-Готтарда и ресторанчик. 








В музее много экспонатов, связанных с нашим великим земляком. На стенде с рельефной картой массива Сен-Готтард показан путь российской армии от Айроло через перевал и вниз к Фирвальдштетскому озеру. 

В магазине при музее много книг о генералиссимусе и среди них нам удалось обнаружить 2 на русском, но не купили - дорого. В этом музее продавщица сувениров и книг, тщедушная старушка, узнав, что мы русские, очень подробно нарисовала нам на листочке, как добраться до Чёртового моста (без её рисунка мы наверняка бы проскочили этот невзрачный пятачок-стоянку).  Тут очень чтят Суворова, даже на табличке есть запись на русском языке вместо китайского (обычно наоборот, все путеводители дублированы на китайском, английском, французском, немецком и итальянском, последние 3 - государственные языки Швейцарии). Обратите внимание на написание на табличке названия города: ЦУрих вместо принятого у нас ЦЮриха.

На памятнике А.В. Суворов - в натуральную величину (тщедушный, может даже преувеличенно небольшой, судить не берусь - не довелось с графом лично познакомиться). Но вот что действительно является фактом, так это что австрийский проводник неоднократно указывал войскам графа неверную дорогу.


 К предыдущему необходимо добавить, что до Сусанина тому проводнику всё-таки далековато... Он, похоже сам толком дороги не знал. Ну да ладно.

 Прежде чем отправиться на поиски Чёртового моста, небольшой экскурс в историю: переход войск Суворова через перевал Сен-Готард в Швейцарских Альпах 13.09.1799 (26.09).
Наполеон завоевывал все новые пространства в Европе. Для оказания помощи австрийцам на территории Италии Императором Павлом I были посланы русские войска под командованием А.В. Суворова. За четыре месяца Суворов вернул Австрии все, что у нее отнял Наполеон за два года войны. В Ломбардии Суворов больше был не нужен, к тому же он сильно раздражал австрийцев своей популярностью и почестями, оказываемыми полководцу итальянцами и англичанами. Они попросили русского Царя отправить Суворова в Швейцарию, где австрийская армия уже довольно долго и безуспешно воевала с французами. И обязались снабжать русские войска провиантом и оружием. Суворов должен был соединиться с главными частями русской армии под управлением Римского-Корсакова в районе Цюриха и действовать по обстановке.
Решено было идти на соединение кратчайшим путем, через Сен-Готардский перевал в Альпах.
Мы были с вами пару дней назад в швейцарском городке Locarno. В этом месте квартировалась армия Суворова. Штаб Суворова располагался чуть дальше, километров на пять. В городке Беллинцона. Около Локарно и Беллинцоны (источники называют Таверне, но его нет на современных картах), армия ждала пополнения ресурсов, обещанных союзниками.
Австрийцы должны были подготовить в Таворне для марш-броска русских полторы тысячи вьючных мулов и продовольствие, но не сделали этого. Придя в Таворну и не найдя обещанный обоз, русские были вынуждены создавать обоз из собственных резервов (даже офицерам пришлось отдать своих лошадей и идти в поход пешком) и потратили на это пять дней. Это промедление оказалось роковым и решило неблагоприятный для союзных войск исход военной кампании. Было потеряно преимущество быстроты и внезапности. Тем не менее русские войска освободили значительную часть Швейцарии, а героизм русских воинов поразил швейцарцев, которые до сих пор хранят благодарную память об этом.
Швейцарцы достаточно трепетно относятся к истории, у них есть многое, что связано с именем Александра Васильевича Суворова, его почитают даже в местных воинских частях. Около Чёртова моста есть ресторан «Суворов», существуют алкогольные напитки «Суворов». Много чего есть, связанного с именем полководца. Читал на разных ресурсах, что редким гостям из России там очень рады. И в музее Суворова на перевале в полной мере ощутил это.

Суворов понимал, что его вместе с армией отправили умирать в Швейцарии. Он представлял опасность для союзников. Но даже в безвыходной ситуации Александр Васильевич находил выходы, порой за гранью понимания человеческих возможностей. Обоз и полевую артиллерию Суворов отправил в Швейцарию кружным путем, а сами выступили с легкими пушками. Нашли проводника – охотника Антонио Гампа. У озера Лугано русские войска перешли границу со Швейцарией, перевал был взят сходу. Знаменитое сражение на Чертовом мосту произошло на следующий день. Мост узкий, и каждый, проходивший по нему, неизбежно попадал под обстрел французской пушки, установленной в туннеле и направленной на мост. Поэтому часть солдат отправили верхом через скалы, другие спустились вниз, переправились через бурную реку и по крутому склону вылезли наверх. Увидев это, французы отступили, сбросив пушку в реку.
А теперь отправляемся к Чёртовому мосту, чтобы на месте осмотреться.

На этой крохотной парковке у железнодорожного моста мы с нашими новыми попутчиками оставили машины.

Практически мы уже в Урзернской долине. Она считается одной из самых впечатляющих высокогорных долин Швейцарии. Это действительно так, дальше будут фото со смотровой площадки и вы в этом убедитесь сами. Именно здесь армия Суворова приняла очередной бой с французской армией.

 Сейчас тут три моста. И все носят название Чёртов.  Чуть выше по течению Ройса расположен мост — железнодорожный. Первый Чёртов. Глубины ущелья здесь не видно. Но здесь есть водопад.

Ущелье очень глубокое. На его дне среди камней ревёт Ройс. Достаточно высокий водопад. Рёв воды с этого водопада упоминался в записках очевидцев. Когда русские солдаты подошли ко входу в Урзернскую дыру, еще не видя ущелья и реки, они услышали непонятный, терзающий душу рев. Их можно понять, жители равнин не видели никогда водопадов.

 I believe we"ll catch the rainbow. Отсюда дальше только пешком на Чёртов мост. Правда недалеко, метров 150-200.

За спиной жены на фото — самый молодой мост — автомобильный.Второй Чёртов.


И третий мост — пешеходный, построенный взамен рухнувшего в XIX веке, проходит под автомобильным. На другом берегу угадывается фундамент основания старого рухнувшего моста (это действиетельно то, что осталось от Тефельсбрюкке (Teufelsbruke) или Чертового моста, о нём дальше и пойдёт речь).

Деревянный мост существовал с 1230 по 1707 год, а первый каменный мост был перекинут через ущелье Рёйс в 1595 году. По преданию, давшему название мосту, местным жителям долгое время никак не удавалось построить мост, так как бурный поток сносил все время возобновлявшуюся постройку. Тогда в сговор со строителями вступил чёрт. Он предложил помочь в строительстве моста, с тем условием, что заберёт душу первого, кто перейдет по мосту. Мост был построен, однако  коварные швейцарцы перехитрили чёрта, пустив по мосту козлёнка. В память о легенде на скале возле Чёртова моста красной краской были нарисованы чёрт и козлёнок. Он и изображён на скале, хотя мне это больше напоминает результат генетического эксперимента над зайцем с овцой.





 В том знаменитом альпийском походе Суворова был установлен своеобразный рекорд: за 14 осенних дней 20-тысячная русская армия прошла с боями через четыре высокогорных альпийских перевала (помните картину Василия Сурикова "Переход Суворова через Альпы"?). Сен-Готтард не был самым высоким из этих перевалов, но вслед за ним состоялось отчаянное сражение за Чёртов мост. Этому сражению посвящено немало живописных полотен, а в фильме "Александр Суворов" оно показано весьма наглядно. Этот эпизод из фильма демонстрируется в музее на Сен-Готтарде. Картина висит на стене какой-то будки непонятного назначения - единственной постройки в этом месте.

Не правда, что появление войск Суворова у французов в тылу было полной для них неожиданностью. Ещё как ждали, приготовили на Чёртовом мосту шикарную встречу. Разрушили средневековый мост, сапёрам Суворова пришлось его под градом картечи восстанавливать (хлипкие доски, перил как видите нет, внизу бездонная пропасть с живописной горной речушкой, правда живописной, но солдатам от этого было не легче).  А это картина уже русского художника Куцебу.


Эти стены на переднем плане фото изображены в правой части картины. 

В левой части картины, за мостом метрах в ста, спустя 300 лет располагается автостоянка, где мы оставили наши машины. Оцените высоту гор на картине и на фото. На картине они примерно соответствуют действительности. Такое ощущение, что автор писал картину, находясь на месте, где сейчас расположен памятник солдатам Суворова. Очень узнаваемо всё.
Старый мост, изображённый на полотне Куцебу, рухнул в XIX веке. Вроде по причине природных явлений.
 
 Чёртов мост представлял собой узкую каменную арку длиной около 25 метров, переброшенную над ущельем на высоте двадцати метров над бурным грохочущим потоком.
 Дорога вдоль реки Рёйс от деревни Урзерн к Чёртову мосту проходила через узкий (шириной до 3-х метров) туннель «Урзернская дыра» длиной около 60 метров, оборонявшийся французским отрядом. Русские воины сумели обойти туннель по горам и по ущелью реки и, внезапно появившись с противоположной стороны туннеля, разгромили французский отряд. Французские войска, находившиеся на противоположном берегу, начали разрушать мост.
 «Войска Вашего Императорского Величества — писал Суворов в реляции Павлу I, — прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…»
Русские солдаты разобрали находившийся поблизости сарай. Офицеры, возглавляемые братьями Мещерским-первым и Мещерским-третьим, связали доски офицерскими шарфами и накрыли ими провал, образовавшийся в арке, в то время, как егеря вели перестрелку с противником, находившимся на противоположном берегу. Первым, ступившим на эту перекладину, был Мещёрский-третий. Он был смертельно ранен и упал в пропасть, успев сказать: «друзья, не забудьте меня в реляции». Форсировавшие за ним под огнём противника Чёртов мост русские войска отбросили французов. Затем Чёртов мост в течение нескольких часов был отремонтирован более капитально и к 16 часам по нему начали переправляться главные силы Суворова.


Как и обещал, фото самой красивой долины.
 



Посмотрите внимательно на группу скалолазов: они не под обстрелом и экипированы по полной. Имеют страховку, крючья, веревки из невесомых полимерных материалов и прочие современные прибамбасы.



Оказавшись в этом месте, я был поражен величием природы и мужеством суворовских войск, сумевших с боем пройти это место. Это почти не укладывается в голове. Напоминаю: Суворов предпринял ряд обходных манёвров. Вход в ущелье был заперт. Дорога вдоль реки Ройс (от Андерматта) к Чёртову мосту проходила через узкий (шириной менее 3-х метров) туннель «Урзернская дыра» длиной около 60 метров, в конце этого туннеля солдат ждала пушка с картечью. Решить вопрос можно было только ударив с тыла, что и было сделано. Часть солдат смогли подняться на гору, обойти и ударить с тыла. Этот узкий туннель в 20 веке расширили. Теперь там ездят автомобили и поезда. А теперь представьте, как в 1799 году совершали обходной маневр суворовские солдаты: без альпинистских ботинок, кошек, ледорубов, альпенштоков, крючьев, с винтовками и боеприпасами на спине. Прибавьте сюда неудобные узкие шинели на прусский манер: фасон, навязанный солдафоном-императором Павлом Первым, был годен только для муштры на плацах. Как они туда влезли без снаряжения и навыков, — понятия не имею.
 


 Около двух тысяч наших солдат погибли при взятии перевала. Братская могила их была устроена в горной расщелине, доверху заполненной русскими телами. Всего за Итальянский поход Суворов потерял 5 тыс. человек, из них 2 тыс - здесь (французы - 30 тыс). В скале, напротив Чертова моста, вырублен огромный 12-метровый каменный крест в память о русских воинах, погибших при переходе через Альпы в 1799 году.
  Памятник был построен на собственные средства князя Голицына и открыт в 1898 году. Внизу надпись по-русски большими бронзовыми буквами: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году".


Два длинноволосых байкера в кожаных куртках, скорее всего из Германии, в недоумении стояли у надписи на непонятном для них языке. О чём они думали, стоя у памятника русской храбрости?



 Этот клочок земли (495 кв.м.) под мемориалом был подарен России благодарными швейцарцами за заслуги русских воинов в 1799 году. Таким образом, это Российская территория!!! Такая гордость берёт за предков!!! Поверьте: флаг гордо реет в самом сердце Швейцарии не голландский и не французский (хотя с ними очень легко перепутать нашу новую символику), а самый что ни на есть РОССИЙСКИЙ. Мне так вдруг захотелось прогнать иноземцев с нашей земли...
 



Но рядом есть и швейцарский стяг: чтобы не забывали, что в гостях.

Жена сказала что таким счастливым (как ребёнок) меня не видела никогда, а мы женаты 28 лет.

 Если очень строго говоря, то подарила община Урзерн. В Швейцарии такие вопросы вполне могут решаться на собрании местной общины. Если бы у нас такое было возможно, то Правительство Кировской области давно бы обменяло половину убыточных районов (Верхнекамский, Лузский, Шабалинский и др.) на земли в Италии или Франции.


 Что было с армией Суворова после битвы около Чёртового моста?
Были созданы все условия, чтобы армия была уничтожена французами. Продовольствия не было, дороги на север от Альтдорфа тоже не было (на карте союзников она была). Армия ушла горной тропой в Муттенскую долину, где попала в окружение. Был бой, как всегда Суворов оказался победителем. Дальше через перевал Паникс (опять горной тропой) армия покинула Швейцарию. Этот переход изображен на полотне В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» и полотне А.Е. Коцебу «Переход руских войск через хребет Паникс в 1799 году».

Тем, кому интересно, но копаться в интернете не охота, дополнительная информация по всему этому походу - в постскриптуме.
Ну а мы через Андерматт, где некогда отдыхала Суворовская армия, поехали в Базель, на встречу с дочкой.






P.S. 31 августа (12 сентября) Начался героический Швейцарский поход Суворова 1799 года, ставший великой страницей русской истории. Первым крупным столкновением с французами стал штурм перевала Сен-Готард, открывавшего путь в Швейцарию. Оборонявшая его французская дивизия Лекурба насчитывала до половины всей русской армии. Взяв деревни Урзерн и Хоспенталь русские войска начали штурм на рассвете 13 (26) сентября. С третьего приступа перевал был взят. 14 (27) сентября русские войска, соединившись в один отряд двинулись к Швицу, где на пути вновь предстояло штурмовать французские укрепления в исключительно трудных условиях: в районе Чёртова моста, который был перекинут через ущелье, по которому текла река Ройс. К мосту выходил узкий тоннель (Урнзернская дыра), пробитый в огромных практически отвесных утёсах.
Сражение
С восходом солнца русские войска стали выдвигаться к подступам позиций французов на Сен-Готарде, несмотря на сильный втер и ледяной дождь. Авангард князя Багратиона вышел к деревне Айроло около двух часов пополудни. Передовые посты неприятеля отошли на север к боевой линии батальона. Отступавших французов преследовал небольшой отряд егерей. Остальные силы Багратиона повернули направо, в обход позиции противника. Французы боя не приняли и отошли на позиции у речки Соречия. С ходу, на плечах отступавших, занять позицию у реки не получилось. Все атаки егерей Багратиона были отбиты. Без особого успеха атаковали французов и подоспевшие дивизии Повало-Швейковского и Ферзена. Исход боя решил обходной маневр отряда Багратиона. Французы вновь снялись с позиции, отступили, опасаясь за тыл.
Сражение откатилось к вершинам Сен-Готарда. Многократные атаки русских мушкетеров и гренадеров при поддержке стрелковых цепей французы отбивали методично.
Около четырех часов вечера 13 сентября Суворов назначил генеральную атаку. К этому времени егеря Багратиона уже вскарабкались на крутые склоны гор во фланг французам. Произведена одновременная атака с фронта главными силами и егерями Багратиона с фланга. С высот. Неприятель вынужден был оставить рубеж обороны. И отступить к селению Госпиталь.
К району сражения подтянулся штаб Лекурба с дивизией Луазона. Солдаты Луазона заняли гребень высот у селения Госпиталь. Часть сил была оставлена возле Урзерна для прикрытия тылов. Ожесточенный бой у Госпиталя длился до наступления сумерек. Лекурб цеплялся за высоты при Госпитале, чтобы задержать продвижение армии Суворова. Но выполнить эту задачу Лекурбу не удалось, пришлось отступать и оставить селение Госпиталь.
Колонна Розенберга 13 сентября на урзернском направлении атаковала два батальона французов. Эти части противника были сбиты с горы Криспальт. Успех русской колонны Розенберга вынудил французов отойти к озеру Обер-Альп. Продвигавшиеся батальоны Розенберга выбили противника и с этой новой позиции. Подойдя к селению Урзерн, части Розенберга сосредоточились на вершине высокой горы Альткирх. В подзорные трубы офицеры корпуса Розенберга разглядели сосредоточение французских батальонов у подножия высоты.
На горы надвигался туман, вечерело. Под прикрытием тумана колонна Розенберга почти вплотную подошла к противнику. После дружного залпа русские мушкетеры и гренадеры, егеря ударили в штыки. Французские солдаты в панике устремились по дороге к Фурку. А части Розенберга беспрепятственно вошли в селение Урзерн. Им достались брошенные противником припасы и три пушки. В Урзерне оказалось 370 тысяч патронов для ружей и запас провианта для всего корпуса.
Лекурб вскоре получил известие о занятии Розенбергом селения Урзерн. Французский генерал немедленно приказал сбросить все оставшиеся орудия в реку Рейс. Его войска направились к перевалу Бетцберг кружным путем. К полуночи 13 сентября 1799 года части Лекурба перешли Бетцберг. На следующий день 14 сентября французские батальоны закончили сосредоточение севернее Урзерна, у деревни Гешенен.
Последствия
Одолев сопротивление французской армии у Сен-Готарда, корпуса армии Суворова 14 сентября соединились для движения на Швиц. Дорога шла вдоль отвесных и высоких берегов реки Рейс. Путь пролег до тоннеля Урзерн-Лох. После тоннеля дорога шла к высокому мосту, проложенному над пропастью. Это был «Чертов мост». Лекурб полагал, что это место окажется непреодолимым для суворовских гренадеров.

Французы. 13 тысяч пехоты. Около 24 полевых орудий на позициях. Генерал Лекурб.
Русские. 23 тысячи пехоты и кавалерии. 25 горных пушек. Командование – фельдмаршал А.В.Суворов.

В Швейцарском походе проявились как полководческий гений Суворова, так и тактическое мастерство русских командиров. Обойдя по дну ущелья французов, русские войска сумели отбросить их от выхода из тоннеля, и бой завязался уже за сам Чертов мост. Его удалось взять, не допустив разрушения. С боями и тяжёлой борьбой с неблагоприятными природными условиями войско продвигалось дальше. Наиболее тяжёлым испытанием на Сен-Готардской дороге был переход через наиболее высокую и крутую заснеженную гору Бинтнерберг, против и посередине водопада. При переходе погибло множество русских солдат. Наконец, перейдя через гору и вступив в Альтдорф, Суворов обнаружил отсутствие дороги вдоль Люцернского озера, о которой ему говорили австрийцы, что делало невозможным идти на Швиц. Все лодки, имевшиеся на озере, использовали для отступления прижатые к озеру остатки дивизии Лекурба.
Между тем начал заканчиваться провиант, у Фирвальштедского озера сосредотачивались французские войска, и Суворов принял решение направить войска через мощный горный хребет Росшток и, перейдя через него, выйти в Муттенскую долину, а оттуда идти на Швиц. Во время этого тяжелейшего перехода Суворов (которому уже исполнилось 68 лет) тяжело заболел. Переход через Росшток занял 12 часов. Спустившись к деревне Муттен, занятой французами, русские начали её штурм, что стало полной неожиданностью для французов. К вечеру 19 сентября все суворовские войска сосредоточились в Муттенской долине и здесь узнали о поражении корпуса Римского-Корсакова, на помощь которому они спешили. Суворовские войска оказались блокированными французами.

Русская армия сумела прорваться через французские позиции и с боями продвигалась вперёд через заснеженные горы и перевалы. Уже практически не осталось провианта и патронов, одежда и обувь износилась, многие солдаты и офицеры были босы. 20 сентября в Муттенской долине 7-тысячный арьергард русской армии под командованием Розенберга, прикрывавший Суворова с тыла, разгромил 15-тысячную группировку французских войск под командованием Массены, едва не попавшего в плен:

"В этих боях в плен чуть не попал и сам Массена, которого гренадер Махотин пытался стащить с лошади. У русского воина остался в руках оторванный генеральский эполет. „Неприятель, — доносил Розенберг, — более 8 верст до самого Швица гнан был“.»

Только в этом бою погибло от 4 до 5 тыс. французов и 1,2 тыс., в том числе генерал Лекурб, были взяты в плен (русские потеряли 650 убитыми). После того, как последняя австрийская бригада покинула русских (в Гларусе), генералитет русской армии принял решение пробиваться через перевал Паникс (Рингенкопф) в долину реки Рейн на соединение с остатками корпуса Римского-Корсакова. Это был последний и один из наиболее тяжёлых переходов. Были сброшены в пропасть все пушки, свои и отбитые у французов, потеряно около 300 мулов. Французы нападали на арьергард русской армии, но, даже имея запас пуль и артиллерию, обращались в бегство русскими в штыковых атаках. Последним испытанием был спуск с горы Паникс (изображённый на картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы»). В начале октября 1799 года прибытием к австрийскому городу Фельдкирху Швейцарский поход Суворова завершился.
За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания генералиссимуса, став четвёртым генералиссимусом в России.
В Швейцарском походе потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов и разбивших все войска на своём пути, составили около 5 тыс. человек (до 1/4 армии), многие из которых разбились при переходах. Однако потери французских войск, обладавших подавляющим превосходством в численности, превосходили потери русских войск в 3-4 раза. Было захвачено в плен 2778 французских солдат и офицеров, половину которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...