вторник, 4 июня 2019 г.

Балленберг - этномузей под открытым небом.

Балленберг - этномузей  под открытым небом. 24 сентября 2015 г.,  четверг. День 7-й.

Сегодня по плану - посещение этномузея Балленберг. Он находится вдалеке от крупных городов. Почему? Расскажу чуть позже.
В день приезда в Базель дочь вручила нам 2 билета на сегодня. Погода благоволила. Базель - Балленберг: 150 км по Е-35 (А-2), после Люцерна - по А-8 в сторону Бриенца. От озера Сарнензее дорога после становится очень живописной: озёра, горы, леса, облака.












У этого отеля нельзя не остановиться: ошеломляющие виды. Впоследствии мы ещё раз 5 мимо проезжали и каждый раз останавливались.

Кстати, кроме видов, здесь есть и относительно недорогая заправка. Но мы сейчас о видах.




 







От отеля отъехали метров 400 и ещё одна остановка, теперь у самого озера Лангерерзее.


Рыбачить в таких райских местах - истинное наслаждение. Даже если не клюёт.

Возможно, это и не местные рыбаки, а постояльцы отеля. Да и не рыбаки, может, вовсе, а так... Рыбы по крайней мере я не видел, чтоб ловили. Но, тем не менее, приехать на недельку в такие места, пожить в отеле с обалденными видами из окон и захватить все утренние и вечерние зорьки на озере рядом с отелем - не дурная затея.

Этот рыбак мне напомнил Уинстона Черчилля, швейцарцы сигары практически не курят.








Этот тип слева явно не вписался в пейзаж: без него гораздо лучше, сравни с верхним фото.

 



Чем выше забираемся, тем интереснее окрестности, да и дорога.



Забираемся в облака.




И снова спускаемся.






Утро перестаёт быть томным, когда над головой нависают такие глыбы... Сетки могут спасти только от мелких камушков, это надо понимать.

Но вскоре и эта бутафория исчезла. Интересно, сколько машин ещё успеет под скалой проехать, испытывая её долготерпенье, прежде, чем она на кого-то рухнет?

Для меня осталось загадкой, зачем здесь урны? Разве что прах пришмякнутых скалой водителей и пассажиров удобно собирать. Всё продумано и предусмотрено до мелочей...


И вот мы на месте. Можно ли обойти всю Швейцарию пешком за день-два? А приоткрыть завесу прошлого Швейцарии и заглянуть вглубь веков? Ведь интересно же, как жили швейцарцы раньше, не всегда же они были жителями “страны банков, сыра и шоколада”? Возможность полностью погрузиться в быт простых швейцарцев 14 –19 вв. и дает музей под открытым небом Балленберг, который расположен в Бернских Альпах. Территория музея огромна – 66 гектаров, больше 100 жилых и подсобных помещений почти со всех регионов Швейцарии, действующие мастерские и шоколатерия, музеи и выставки, рестораны и места для пикников. Музей имеет два входа: Восточный - Ballenberg Ost и Западный - Ballenberg West. Мы подъехали (чисто случайно, без какого-либо расчёта) к Западному. Точнее, навигатор привёл. Оказалось, что абсолютно без разницы, откуда начинать обзор. Единственная разница, что Восточный вход находится ненамного, но выше западного и возвращаться вечером, уставшими, было удобнее сверху вниз, к Западному. Билеты стоят 24 франка с носа, мы предъявили подарок дочери и получили взамен подробную схему парка и однодневную контрамарку для наклейки на видную часть одежды.  Такие наклейки я видел в фильмах про концлагеря, понятно, что и цель такая же: опознание издали "свой-чужой". Ну да ладно: чего не сделаешь ради познания. Налепил только не на грудь, как все, а на рукав. Это они на столбе - разноцветные (в соответствии с датой), отработанные, заботливо приклеенные освобождёнными туристами. Надо сознаться, что это фото сделано у Восточного входа, куда мы пришли часам к 14-ти, поэтому некоторые наклейки сегодняшние, от нагулявшихся туристов. А турникет у Западного входа, через который мы зашли - точная копия этого, его заснять не догадались. Итак, 10 утра, проходим через турникет.



Музей открылся в 1978 году. В то время было представлено всего лишь 16 зданий. Спустя 2 года в музее было уже 25 домов, а в 1985 году – 61 строение. Сейчас более 100 строений разбиты на 13 групп по кантонам. Представлены почти все кантоны Швейцарии. Центральное расположение страны и влияние различных культур привели не только к уникальным разнообразиям языков и образа жизни, но и к впечатляюще многочисленным формам жилищного фонда. Сотрудники музея искали и привозили самые типичные дома для того или иного региона. Да-да, дома – оригинальные, все сохранено практически в первозданном виде.

Места очень красивые.

Над головой то и дело пролетали французские "Миражи" швейцарских ВВС: где-то рядом аэродром, а долина бернских Альп - идеальное место для тренировочных полётов на бреющей высоте. Учишься быстро, срабатывает теория Дарвина: у кого плохая реакция, врезается в гору, тупиковая ветвь на нём обрывается, а наиболее ловкие выжившие потом передают свои гены и оставляют более приспособленное потомство.


Здесь вы не увидите ни пыльных музейных витрин с древними экспонатами, ни «причесанных» и восстановленных до неузнаваемости предметов быта. Но это настоящее чудо: в первый приезд в Швейцарию сразу побывать не на исхоженных туристами улицах известных городов, а в настоящей деревне! И не в одной.


 Это не собрание музейных ценностей, а кусок швейцарской земли, где до сих пор живут своей собственной жизнью здания и сооружения, экстерьерно и интерьерно, именно так, как они жили в стародавние времена, без подделок и украшательств. Многие из них вообще старожилы, аж по 600 лет.


Во многих домах проводятся мастер-классы. Моя жена их обожает. Ей всё-равно, чему учиться, лишь бы овладеть новым навыком. Расписание - в выданной при входе схеме.

Начали мы с хлебопёка. 



Обратите внимание, как он раскладывает на длиннющем льняном полотенце сформованное тесто.

 И на вопросы при этом успевает отвечать.



 Это, конечно, не «Мир Дикого Запада», но что-то очень похожее на это: перед нами больше ста сельских зданий разных размеров и разной архитектуры, от великолепных почти особняков зажиточных крестьян с разнообразно украшенными фасадами до деревянных бревенчатых шале, фахверковых домиков, не оштукатуренных каменных построек с крышами из гнейсовых плит, альпийских хижин, домов крестьян-виноделов и даже целого хутора в южно-европейском стиле. Смешение стилей и строительных технологий позволяет наглядно рассмотреть, как развивались тенденции домостроения в разных регионах и в разных временных эпохах. И возникает впечатление, что такое разнообразие отражает особенности разных стран. Но нет, все это одна и та же страна, Швейцария!

Швейцария — это маленькое, но очень в культурном плане разнородное и разнообразное государство. Швейцарские географические и климатические регионы порой очень сильно отличаются друг от друга, каждый из них к тому же подвергался воздействию многочисленных внешних культурных влияний. Архитектура же так разнится из-за того, что в старину люди были вынуждены работать с тем материалом, который был у них под рукой. В некоторых регионах было больше древесины, в других — камня, отсюда такая разная архитектура и разные строительные техники.

Зерно настоящее.

Парадокс — как раз из-за этого культурного разнообразия проект музея едва так и не остался проектом. Идею создания особого места, на территории которого в концентрированном виде были бы представлены образцы швейцарской материальной культуры, ещё в 1930-х годах выдвинула организация «Pro Campagna». Именно она предложила, по образцу других стран, создать этнографический музей под открытым небом.
Однако могущественный швейцарский «Комитет по охране памятников природы и культуры» выступил против, заявив, что швейцарская деревенская архитектура настолько, якобы, разнообразна, что, выставив соответствующие образцы в рамках единой экспозиции, мы бы получили нечто совершенно искусственное и негармоничное. Кроме того, на пути этого проекта стояла память о сомнительной акции, имевшей место в 1896 году в Женеве на швейцарской Национальной выставке.
Тогда ее организаторы представили гостям в качестве экспоната настоящую деревню, разобранную в Судане и перевезённую вместе с ее жителями в Европу, а затем снова на месте собранную. Мало того, тут же была выставлена препарированная таким же образом «настоящая швейцарская деревня», в которой, как и раньше, продолжали жить примерно три сотни швейцарцев. Такого «человеческого зоопарка» устроители музея получить не хотели ни в коем случае. И именно поэтому план переделать часть деревни Бриенц в «живой музей» под открытым небом был отклонён. В итоге было достигнуто компромиссное соглашение открыть музей на незаселённой части деревни подле местечка Балленберг. В 1968 году был основан фонд, задачей которого было искать по всей Швейцарии исторически ценные дома, которым угрожал снос. Открыт же был музей в 1978 году. Условия попадания того или иного здания в фонды музея и по сей день не изменились: каждый из таких домов должен быть неизбежной «жертвой» строительных или дорожных проектов и перемещение его в Балленберг должно оставаться единственным шансом на спасение. Слева от дерева на заднем плане: дом под соломенной крышей, 1609 года, кантон Ааргау.





Сегодня основная проблема, с которой сталкивается музей, состоит в сокращении числа его посетителей. Это связано, не в последнюю очередь, с неудобным расположением. В отличие от других таких музеев под открытым небом в Германии или Голландии, Музей Балленберг находится в горах вдалеке от крупных городских центров. Кроме того, этот музей и в самом деле в какой-то степени похож на «Мир Дикого запада», но в смысле не разумных андроидов, а очень обширной и холмистой площади — многие иностранные туристы просто не привыкли совершать долгие марши по пересечённой местности, но иначе в Балленберге можно просто многого не увидеть.
С другой стороны, гости могут в реальном времени пережить фрагмент настоящей истории: музей ведь расположен на территории, входившей в годы Второй мировой войны в состав так называемого «Швейцарского Редута» или системы горных укреплений, под защитой которой швейцарская армия готовилась отразить возможное вторжение нацистской Германии. Я упоминал об этом редуте в ранних отчётах.






Посетители музея могут свободно передвигаться в интерьерах старинных построек, в которых выставлены только оригинальные мебель, утварь и рабочие инструменты. Все объекты здесь не старше 1950 года, то есть они относятся к доиндустриальному периоду истории сельского хозяйства Швейцарии.
Самый старый дом был построен в 1336 году, самый «молодой» — в 1900 году.





Поскольку Швейцария природными ресурсами небогата, сельское хозяйство всегда играло здесь очень важную роль. В период до 1850 года подавляющее большинство швейцарцев работало именно в сельском хозяйстве, будь то земледелие, животноводство, лесное хозяйство, виноградарство или рыболовство.

При этом большинство из них крестьянами в прямом смысле слова вовсе не были. Земли в их распоряжении было мало или не было совсем, а потому им не оставалось ничего иного, как работать на других, более состоятельных фермеров. Многие семьи также занимались ещё и ткачеством, обработкой шерсти или вышивкой. Это позволяло им на вырученные от продажи этих товаров деньги покупать жизненно важные вещи или продукты, например соль.

В эпоху, предшествующую появлению в Швейцарии механизации и централизованного фабричного производства, процветал кустарный надомный капитализм. Представители богатых фермеров поставляли бедным крестьянам сырье, например кожу. На ее основе те в домашних условиях производили определённую востребованную на рынке продукцию, например обувь, которую потом скупщики передавали заказчику.

В музее Балленберг можно лично понаблюдать за тем, как ещё три сотни лет назад производились в Швейцарии традиционные корзины, пряжа, а также продукция кузнечного дела, ткачества, художественной резьбы по дереву. Сотрудники музея, таким образом, хранят и передают дальше по наследству следующим поколениям старинное техническое ноу-хау. В данном случае учимся изготавливать корзины.




 Жилой дом из г. Швиц, кантон Швиц (который, кстати, и дал название всей стране) – старейший деревянный дом Швейцарии. Ему почти 700 лет, ведь он построен в 1336 (!) году. Рядом с домом - старый сарай. 

Сразу хочу оговориться, что швейцарцы не изобретали велосипеда. В том смысле, что они не были первыми в создании такого уникального музея под открытым небом. Рождение подобного новшества в музейном строительстве датируется 1891 годом. Первым он появился  на острове Скансен близ Стокгольма. К началу XX века в Европе насчитывалось более 20 подобных музеев-парков. Балленберг открыл свои двери для посетителей лишь в 1978 году. Тогда в его коллекции было всего 25 крестьянских изб. Сейчас насчитывается 110 усадеб.
Так чем же интересен именно швейцарский Балленберг? Да многими параметрами. Во-первых, особенностями страны. Швейцария  весьма неоднородна как по своему национальному составу, так и по укладу жизни швейцарцев. На крошечной швейцарской территории  с древних времен существовало многоязычие и многообразие культур. А это, в свою очередь, наложило отпечаток и на крестьянский быт, и на архитектуру крестьянских домов, и на строительные материалы. Во-вторых, разные природно-климатическихе условия повлекли и появление большого количества архитектурных форм и строительных приемов. Согласитесь, жить на берегу прекрасного озера Лаго Маджоре, в субтропическом раю это вовсе не то, что в мягком, но все же континентальном климате межгорья, и тем более не то, что жить высоко в горах, где природа сурова, снег выпадает уже ранней осенью, дуют пронзительные ветры и ощущается нехватка кислорода.
Казалось бы, бездушное сооружение – дом. Но он поведает вам о многом – о сложной доле крестьянина-горца или о сладкой жизни большой семьи богатого фабриканта, о разнообразии культурных традиций  всех 26 швейцарских кантонов, о специфике профессиональных занятий швейцарцев, начиная с 1336 года (я показывал самый старый дом Балленберга) и до 1990, когда здесь появилась последняя крестьянская изба. На скотных дворах крестьянских домов живут домашние животные, наиболее распространенные в соответствующем кантоне. В музее Балленберг представлено более 250 (!) типичных для швейцарских кантонов домашних животных!

Местные свиньи любят грязь не меньше наших.



Есть карусели и детские игровые площадки.



Для тех кто постарше - боулинг. Хотя последнему все возрасты покорны.



А "Миражи" продолжали летать весь день.

Сыроварня. Действующая. Швейцарец с добрым взглядом детского сказочника хранит многовековые традиции.

Варит как в старые времена - на расщепленных дровах.



При сыроварне - магазинчик, где можно купить домашнего приготовления молОчку. Цены немалые, поэтому продуктовая лавка больше походит на сувенирную.


Жилой дом 15/18-го в.в. из Ваттвиля (кантон Санкт-Галлен)


Зернохранилище.

И всё это на фоне фантастических пейзажей!



«Пчелиный домик» 19-го века из Менштеттена (кантон Цюрих):

Стены в некоторых домах, как и у нас, испещрены напоминаниями, кто здесь был и кто кого любит.


Молоко с гор свежим было трудно доставить, поэтому его перерабатывали в сыр.


А вот такие "дуры" вешают на шею коровам до сих пор. Под их тяжестью коровы не вертят шеями по сторонам и не заглядываются на быков, а склонив рога к земле, усердно жуют траву. Может в этом секрет их продуктивности?





А рядом - моя мечта о домике в деревне...


 









Это - из чего стены состоят:



А так он выглядит снаружи:

Точно к обозначенному времени пришли на мастер-класс по плетению верёвок и канатов. Но учителей не было... Пришлось самостоятельно осваивать основы этой премудрости.




 







Перешли в кантон Берн, вернее, в его часть – Бернер Оберланд. Кузница 19-го века из Бюмплица.







 Гончаров за работой нам тоже не удалось застать,

у них - обед. И мне показалось, не только с чаем...




Во всех домах сохранена аутентичная обстановка.






 






 Крестьянский дом 17-го века из Эггивиля, а в нём - мастерица за работой:





 Их изделия можно купить.
 
 

  

Жилой дом 1568 г. из Блаттена (кантон Валлис):














Мы приближаемся к Восточному входу. Сразу у входа стоит капелла 18 века из местечка Туртиг, кантон Валлис.





 Выходим за территорию, вдали виден водопад.

Вблизи -  настоящая частная шоколадоварня.
 

Здесь представлены не только все инструменты и приспособления для приготовления шоколада, но и действительно варится шоколадная масса. Когда масса готова, кондитер разливает ее по формочкам, удаляя лишнюю массу, ударами специальной палочки «выгоняет» пузырьки воздуха и оставляет будущие плитки шоколада остывать. Затем процедура повторяется.  


Потом ловкие женские руки упаковывают шоколадки, и посетители с удовольствием уносят с собой еще одно воспоминание о Балленберге. С любыми процентами какао, молочное и горькое, с травами, ликерами или фруктами – кому какое нравится.









 На этом обычно экскурсии заканчиваются и посетители уезжают усталые и счастливые, посасывая прикупленный шоколад и переваривая впечатления. Но нам с ними не по пути. Во-первых, мы ещё далеко не всё осмотрели и не удовлетворили свою любознательность, а во-вторых, нам  никто автобус от одного входа к другому не перегонял. Наша машина осталась у Западного входа. Поэтому мы продолжили изучение этнодеревни. Даже сейчас, по прошествии 4-х лет, я не могу для себя определиться, что мне здесь больше всего понравилось: разнообразие сельской архитектуры, деревенская тишина или сногсшибательные виды гор.







Зайти снова на территорию не составляло труда, опознавательные наклейки были по-прежнему на одежде: у жены, как и положено, на груди, у меня, как группа крови - на рукаве.  Альпийские горные летние жилища из кантона Валлис. Всё предельно по-спартански, даже печки нет: видать лето в Альпах тёплое и не дождливое, а для поесть хватит костра.

Постель была одна на всех. Но о-очень большая!

Судя по дереву, домики очень старые.


Хозяйственные постройки: сыроварня, фермы и конюшни.








 А это я даже не понял: то-ли свинарник, то-ли птичник:

Перебираемся в следующий кантон.

Переходы между ними довольно длинные, но если таких попутчиков расстояния не испугали, то нас и подавно. Без преувеличения с младых ногтей и с молоком матери впитывает подрастающее поколение красоты и историю родного края. Как им не стать после этого патриотами? А у нас патриотическое воспитание сводится к игре "Зарница" с деревянными автоматами и разгадыванию ребусов с провозглашёнными ВВП национальными идеями фикс. А деревня совсем захирела, ей не лозунги нужны. Ну и кто мы после этого? Я насчёт разума...

Во многих домах размещены мини-музеи и выставки. Есть комната сельских свадеб – интересно, что швейцарские женщины в те времена нередко выходили замуж, будучи уже беременными; родильная комната; комната смерти – в Швейцарии была очень высокая детская и материнская смертность, тяжелая работа очень часто была причиной выкидышей у женщин.

Ощущения затхлости и заброшенности нет. Иногда создаётся впечатление, что хозяева только что спешно покинули жилище, например, проспали на работу и в спешке собрались.


 Жилой дом 1730 г. из Эрстфельда (кантон Ури) с красивыми окошками:






Территория музея огромна и поэтому в музее есть собственный транспорт.
 

 


Тёплый биотуалет - реальность нашего настоящего и пережиток их прошлого.

А так делают туеса.

Место склейки фиксируется обычными прищепками.










Не скажу, что бедные швейцарцы жили бедно. В наших деревнях до сих пор о некоторых предметах интерьеров их старинных домов только мечтают.





 

Удачное фото: как с картин старых фламандских мастеров.
 






Покидаем кантон Берн и по дорожке через красивый овраг и скалы


выходим к деревеньке, представляющую в музее кантоны «Восточного среднеземья» - Цюрих, Тургау, Шаффхаузен. Путешествие во времени и пространстве: миновав лесочек оказываемся не только в другом районе Швейцарии, но и в другом столетии. 

 








Пилорама не вызвала бы интереса, если бы не одно обстоятельство: привод не электрический, а от водяного колеса.

 


 








Свадебная телега:


Приданое, как видите, напоказ.

 










Эти белые носки на спинке кровати меня так умилили, что я остался тут на правой картине.



Но больше всего здесь понравился подробный показ устройства фахтверховых домов.




Дом винодела 1780 г. из Рихтерсвиля, кантон Цюрих.

В прачечной – стиральная доска, а «бочка» коричневого цвета на заднем плане – это первая стиральная машина легендарной фирмы «Миле».
 

Школа, кантон Цюрих, ок. 1800.


Такие парты я ещё застал в первых классах нашей средней школы, только крышка у нас откидывалась не со всей столешницей, а с частью её.



Но карта не 1800 года: Крым на ней уже в составе Украины.

И перьевые ручки с чернильницами я застал.  Они ещё долго после перехода в середине 70-х на шариковые авторучки на почтах применялись.

В подвалах дома винодела, конечно же, бочки с вином. (Не из-под!) До сих пор делают.




В этом доме мы обнаружили не только знакомую нам с детства «бабушкину» настольную швейную машинку «Зингер»,




но и прообраз современной встроенной мебели, которая имела весьма широкое распространение в деревнях и городах Швейцарии.

Ещё одно встроенное ноу-хау: ящички в лестнице. Надо взять на вооружение.


Особое впечатление производят воссозданные интерьеры парикмахерских салонов.





Раньше профессия парикмахера (цирюльника) и хирурга были нераздельны и только с 1898 года запретили совмещать эти специальности. Но вплоть до 20 века в парикмахерских могли выдрать зуб.

Дамский салон женщины называют просто чудом! Здесь есть все: фены, приспособления для мытья головы, бигуди и другие агрегаты для создания прически.






Как вам такой фен?


Мужской зал.










Находится музей парикмахерского искусства также в доме цюрихского винодела.

Винокурня 15 века из Шаффхаузена (слева на снимке)

с огромным прессом для давки винограда, 17 век. Всем прессам пресс. И это за 100 - 150 лет до появления на экранах фильма "Укрощение строптивого", когда Челентано ещё ногами давил виноград. Да и самих голубых экранов тогда ещё не придумали. Отсталая Италия!





Лес - сплошная декорация к фильмам-сказкам: мох, камни, заросли.

Даже лешие водятся...

И как водится, исчезают.

Фермерский дом, кантон Во, 18 век.

Мы переходим в солнечный южный кантон Тичино.

Жилой дом, вернее, жилой комплекс из Новаццано (кантон Тичино), построенный в 14 веке и достраивавшийся вплоть до 19 века по мере разрастания живших здесь семей:




За пределами музея домики также аутентичные:








За один день, даже очень стараясь, мы обойти весь комплекс не смогли. Ну да это и не цель.  




Итоги дня: 1) это место, определённо мне очень понравилось. Если бы в Швейцарии не было ничего, кроме музея Балленберг, сюда бы стоило поехать. 2) Одного дня на музей маловато будет, два дня - в самый раз.











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...