Балленберг - этномузей под открытым небом. 24 сентября 2015 г., четверг. День 7-й.
У этого отеля нельзя не остановиться: ошеломляющие виды. Впоследствии мы ещё раз 5 мимо проезжали и каждый раз останавливались.
Кстати, кроме видов, здесь есть и относительно недорогая заправка. Но мы сейчас о видах.
От отеля отъехали метров 400 и ещё одна остановка, теперь у самого озера Лангерерзее.
Рыбачить в таких райских местах - истинное наслаждение. Даже если не клюёт.
Этот тип слева явно не вписался в пейзаж: без него гораздо лучше, сравни с верхним фото.
Чем выше забираемся, тем интереснее окрестности, да и дорога.
Забираемся в облака.
И снова спускаемся.
Места очень красивые.
Начали мы с хлебопёка.
Обратите внимание, как он раскладывает на длиннющем льняном полотенце сформованное тесто.
И на вопросы при этом успевает отвечать.
Зерно настоящее.
Местные свиньи любят грязь не меньше наших.
Есть карусели и детские игровые площадки.
Для тех кто постарше - боулинг. Хотя последнему все возрасты покорны.
А "Миражи" продолжали летать весь день.
Варит как в старые времена - на расщепленных дровах.
Жилой дом 15/18-го в.в. из Ваттвиля (кантон Санкт-Галлен)
Зернохранилище.
И всё это на фоне фантастических пейзажей!
«Пчелиный домик» 19-го века из Менштеттена (кантон Цюрих):
Стены в некоторых домах, как и у нас, испещрены напоминаниями, кто здесь был и кто кого любит.
Молоко с гор свежим было трудно доставить, поэтому его перерабатывали в сыр.
А рядом - моя мечта о домике в деревне...
Это - из чего стены состоят:
А так он выглядит снаружи:
Точно к обозначенному времени пришли на мастер-класс по плетению верёвок и канатов. Но учителей не было... Пришлось самостоятельно осваивать основы этой премудрости.
Гончаров за работой нам тоже не удалось застать,
у них - обед. И мне показалось, не только с чаем...
Во всех домах сохранена аутентичная обстановка.
Крестьянский дом 17-го века из Эггивиля, а в нём - мастерица за работой:
Их изделия можно купить.
Жилой дом 1568 г. из Блаттена (кантон Валлис):
Выходим за территорию, вдали виден водопад.
Вблизи - настоящая частная шоколадоварня.
Постель была одна на всех. Но о-очень большая!
Судя по дереву, домики очень старые.
Хозяйственные постройки: сыроварня, фермы и конюшни.
А это я даже не понял: то-ли свинарник, то-ли птичник:
Жилой дом 1730 г. из Эрстфельда (кантон Ури) с красивыми окошками:
Территория музея огромна и поэтому в музее есть собственный транспорт.
Тёплый биотуалет - реальность нашего настоящего и пережиток их прошлого.
А так делают туеса.
Место склейки фиксируется обычными прищепками.
Не скажу, что бедные швейцарцы жили бедно. В наших деревнях до сих пор о некоторых предметах интерьеров их старинных домов только мечтают.
Удачное фото: как с картин старых фламандских мастеров.
Покидаем кантон Берн и по дорожке через красивый овраг и скалы
Пилорама не вызвала бы интереса, если бы не одно обстоятельство: привод не электрический, а от водяного колеса.
Свадебная телега:
Приданое, как видите, напоказ.
Эти белые носки на спинке кровати меня так умилили, что я остался тут на правой картине.
Но больше всего здесь понравился подробный показ устройства фахтверховых домов.
Дом винодела 1780 г. из Рихтерсвиля, кантон Цюрих.
Школа, кантон Цюрих, ок. 1800.
Но карта не 1800 года: Крым на ней уже в составе Украины.
В этом доме мы обнаружили не только знакомую нам с детства «бабушкину» настольную швейную машинку «Зингер»,
Особое впечатление производят воссозданные интерьеры парикмахерских салонов.
Раньше профессия парикмахера (цирюльника) и хирурга были нераздельны и только с 1898 года запретили совмещать эти специальности. Но вплоть до 20 века в парикмахерских могли выдрать зуб.
Как вам такой фен?
Мужской зал.
Находится музей парикмахерского искусства также в доме цюрихского винодела.
Лес - сплошная декорация к фильмам-сказкам: мох, камни, заросли.
Даже лешие водятся...
И как водится, исчезают.
Фермерский дом, кантон Во, 18 век.
Мы переходим в солнечный южный кантон Тичино.
За пределами музея домики также аутентичные:
За один день, даже очень стараясь, мы обойти весь комплекс не смогли. Ну да это и не цель.
Сегодня по плану - посещение этномузея Балленберг. Он находится вдалеке от крупных городов. Почему? Расскажу чуть позже.
В день приезда в Базель дочь вручила нам 2 билета на сегодня. Погода благоволила. Базель - Балленберг: 150 км по Е-35 (А-2), после Люцерна - по А-8 в сторону Бриенца. От озера Сарнензее дорога после становится очень живописной: озёра, горы, леса, облака.
В день приезда в Базель дочь вручила нам 2 билета на сегодня. Погода благоволила. Базель - Балленберг: 150 км по Е-35 (А-2), после Люцерна - по А-8 в сторону Бриенца. От озера Сарнензее дорога после становится очень живописной: озёра, горы, леса, облака.
У этого отеля нельзя не остановиться: ошеломляющие виды. Впоследствии мы ещё раз 5 мимо проезжали и каждый раз останавливались.
Кстати, кроме видов, здесь есть и относительно недорогая заправка. Но мы сейчас о видах.
От отеля отъехали метров 400 и ещё одна остановка, теперь у самого озера Лангерерзее.
Рыбачить в таких райских местах - истинное наслаждение. Даже если не клюёт.
Возможно, это и не местные рыбаки, а постояльцы отеля. Да и не рыбаки, может, вовсе, а так... Рыбы по крайней мере я не видел, чтоб ловили. Но, тем не менее, приехать на недельку в такие места, пожить в отеле с обалденными видами из окон и захватить все утренние и вечерние зорьки на озере рядом с отелем - не дурная затея.
Этот рыбак мне напомнил Уинстона Черчилля, швейцарцы сигары практически не курят.
Этот тип слева явно не вписался в пейзаж: без него гораздо лучше, сравни с верхним фото.
Чем выше забираемся, тем интереснее окрестности, да и дорога.
Забираемся в облака.
И снова спускаемся.
Утро перестаёт быть томным, когда над головой нависают такие глыбы... Сетки могут спасти только от мелких камушков, это надо понимать.
Но вскоре и эта бутафория исчезла. Интересно, сколько машин ещё успеет под скалой проехать, испытывая её долготерпенье, прежде, чем она на кого-то рухнет?
Для меня осталось загадкой, зачем здесь урны? Разве что прах пришмякнутых скалой водителей и пассажиров удобно собирать. Всё продумано и предусмотрено до мелочей...
И вот мы на месте. Можно ли обойти всю Швейцарию пешком за день-два? А приоткрыть завесу
прошлого Швейцарии и заглянуть вглубь веков? Ведь интересно же, как жили
швейцарцы раньше, не всегда же они были жителями “страны банков, сыра и
шоколада”? Возможность полностью погрузиться в быт простых швейцарцев 14 –19 вв.
и дает музей под открытым небом Балленберг, который расположен в Бернских
Альпах. Территория музея огромна – 66 гектаров, больше 100 жилых и
подсобных помещений почти со всех регионов Швейцарии, действующие
мастерские и шоколатерия, музеи и выставки, рестораны и места для
пикников. Музей имеет два входа: Восточный - Ballenberg Ost и Западный - Ballenberg West. Мы подъехали (чисто случайно, без какого-либо расчёта) к Западному. Точнее, навигатор привёл. Оказалось, что абсолютно без разницы, откуда начинать обзор. Единственная разница, что Восточный вход находится ненамного, но выше западного и возвращаться вечером, уставшими, было удобнее сверху вниз, к Западному. Билеты стоят 24 франка с носа, мы предъявили подарок дочери и получили взамен подробную схему парка и однодневную контрамарку для наклейки на видную часть одежды. Такие наклейки я видел в фильмах про концлагеря, понятно, что и цель такая же: опознание издали "свой-чужой". Ну да ладно: чего не сделаешь ради познания. Налепил только не на грудь, как все, а на рукав. Это они на столбе - разноцветные (в соответствии с датой), отработанные, заботливо приклеенные освобождёнными туристами. Надо сознаться, что это фото сделано у Восточного входа, куда мы пришли часам к 14-ти, поэтому некоторые наклейки сегодняшние, от нагулявшихся туристов. А турникет у Западного входа, через который мы зашли - точная копия этого, его заснять не догадались. Итак, 10 утра, проходим через турникет.
Музей открылся в 1978 году. В то время было представлено всего лишь 16
зданий. Спустя 2 года в музее было уже 25 домов, а в 1985 году – 61
строение. Сейчас более 100 строений разбиты на 13 групп по кантонам. Представлены почти все кантоны Швейцарии. Центральное
расположение страны и влияние различных культур привели не только к
уникальным разнообразиям языков и образа жизни, но и к впечатляюще
многочисленным формам жилищного фонда. Сотрудники музея искали и
привозили самые типичные дома для того или иного региона. Да-да, дома –
оригинальные, все сохранено практически в первозданном виде.
Места очень красивые.
Над головой то и дело пролетали французские "Миражи" швейцарских ВВС: где-то рядом аэродром, а долина бернских Альп - идеальное место для тренировочных полётов на бреющей высоте. Учишься быстро, срабатывает теория Дарвина: у кого плохая реакция, врезается в гору, тупиковая ветвь на нём обрывается, а наиболее ловкие выжившие потом передают свои гены и оставляют более приспособленное потомство.
Здесь
вы не увидите ни пыльных музейных витрин с древними экспонатами, ни
«причесанных» и восстановленных до неузнаваемости предметов быта. Но это настоящее чудо: в первый приезд в Швейцарию сразу побывать не на исхоженных туристами улицах известных городов, а в настоящей деревне! И не в одной.
Это не собрание музейных
ценностей, а кусок швейцарской земли, где до сих пор живут своей
собственной жизнью здания и сооружения, экстерьерно и интерьерно, именно
так, как они жили в стародавние времена, без подделок и украшательств.
Многие из них вообще старожилы, аж по 600 лет.
Во многих домах проводятся мастер-классы. Моя жена их обожает. Ей всё-равно, чему учиться, лишь бы овладеть новым навыком. Расписание - в выданной при входе схеме.
Начали мы с хлебопёка.
Обратите внимание, как он раскладывает на длиннющем льняном полотенце сформованное тесто.
Это, конечно, не «Мир Дикого Запада», но что-то очень похожее на это:
перед нами больше ста сельских зданий разных размеров и разной
архитектуры, от великолепных почти особняков зажиточных крестьян
с разнообразно украшенными фасадами до деревянных бревенчатых шале,
фахверковых домиков, не оштукатуренных каменных построек с крышами из
гнейсовых плит, альпийских хижин, домов крестьян-виноделов и даже целого
хутора в южно-европейском стиле. Смешение стилей и строительных технологий позволяет наглядно
рассмотреть, как развивались тенденции домостроения в разных регионах
и в разных временных эпохах. И возникает впечатление, что такое
разнообразие отражает особенности разных стран. Но нет, все это одна
и та же страна, Швейцария!
Швейцария — это маленькое, но очень в культурном плане разнородное
и разнообразное государство. Швейцарские географические и климатические регионы порой очень сильно
отличаются друг от друга, каждый из них к тому же подвергался
воздействию многочисленных внешних культурных влияний. Архитектура же
так разнится из-за того, что в старину люди были вынуждены работать
с тем материалом, который был у них под рукой. В некоторых регионах было больше древесины, в других — камня, отсюда такая разная
архитектура и разные строительные техники.
Зерно настоящее.
Парадокс — как раз из-за этого культурного разнообразия проект музея
едва так и не остался проектом. Идею создания особого места, на территории
которого в концентрированном виде были бы представлены образцы
швейцарской материальной культуры, ещё в 1930-х годах выдвинула
организация «Pro Campagna». Именно она предложила, по образцу других
стран, создать этнографический музей под открытым небом.
Однако могущественный швейцарский «Комитет по охране памятников природы и культуры» выступил против, заявив, что швейцарская деревенская архитектура
настолько, якобы, разнообразна, что, выставив соответствующие образцы
в рамках единой экспозиции, мы бы получили нечто совершенно
искусственное и негармоничное. Кроме того, на пути этого проекта стояла
память о сомнительной акции, имевшей место в 1896 году в Женеве
на швейцарской Национальной выставке.
Тогда ее организаторы
представили гостям в качестве экспоната настоящую деревню, разобранную
в Судане и перевезённую вместе с ее жителями в Европу, а затем снова
на месте собранную. Мало того, тут же была выставлена препарированная
таким же образом «настоящая швейцарская деревня», в которой, как
и раньше, продолжали жить примерно три сотни швейцарцев. Такого
«человеческого зоопарка» устроители музея получить не хотели ни в коем
случае. И именно поэтому план переделать часть деревни Бриенц в «живой
музей» под открытым небом был отклонён. В итоге было достигнуто компромиссное соглашение открыть музей
на незаселённой части деревни подле местечка Балленберг. В 1968 году был
основан фонд, задачей которого было искать по всей Швейцарии
исторически ценные дома, которым угрожал снос. Открыт же был музей
в 1978 году. Условия попадания того или иного здания в фонды музея
и по сей день не изменились: каждый из таких домов должен быть
неизбежной «жертвой» строительных или дорожных проектов и перемещение
его в Балленберг должно оставаться единственным шансом на спасение. Слева от дерева на заднем плане: дом под соломенной крышей, 1609 года, кантон Ааргау.
Сегодня основная проблема, с которой сталкивается музей, состоит
в сокращении числа его посетителей. Это связано, не в последнюю очередь,
с неудобным расположением. В отличие от других таких музеев под
открытым небом в Германии или Голландии, Музей Балленберг находится
в горах вдалеке от крупных городских центров. Кроме того, этот музей
и в самом деле в какой-то степени похож на «Мир Дикого запада»,
но в смысле не разумных андроидов, а очень обширной и холмистой
площади — многие иностранные туристы просто не привыкли совершать долгие
марши по пересечённой местности, но иначе в Балленберге можно просто
многого не увидеть.
С другой стороны, гости могут в реальном
времени пережить фрагмент настоящей истории: музей ведь расположен
на территории, входившей в годы Второй мировой войны в состав так
называемого «Швейцарского Редута»
или системы горных укреплений, под защитой которой швейцарская армия
готовилась отразить возможное вторжение нацистской Германии. Я упоминал об этом редуте в ранних отчётах.
Посетители музея могут свободно передвигаться в интерьерах старинных
построек, в которых выставлены только оригинальные мебель, утварь
и рабочие инструменты. Все объекты здесь не старше 1950 года, то есть
они относятся к доиндустриальному периоду истории сельского хозяйства
Швейцарии.
Самый старый дом был построен в 1336 году, самый «молодой» — в 1900 году.
Поскольку Швейцария природными ресурсами небогата, сельское хозяйство
всегда играло здесь очень важную роль. В период до 1850 года подавляющее
большинство швейцарцев работало именно в сельском хозяйстве, будь то
земледелие, животноводство, лесное хозяйство, виноградарство или
рыболовство.
При этом большинство из них крестьянами в прямом смысле слова вовсе
не были. Земли в их распоряжении было мало или не было совсем, а потому
им не оставалось ничего иного, как работать на других, более
состоятельных фермеров. Многие семьи также занимались ещё и ткачеством,
обработкой шерсти или вышивкой. Это позволяло им на вырученные
от продажи этих товаров деньги покупать жизненно важные вещи или
продукты, например соль.
В эпоху, предшествующую появлению в Швейцарии механизации
и централизованного фабричного производства, процветал кустарный
надомный капитализм. Представители богатых фермеров поставляли бедным
крестьянам сырье, например кожу. На ее основе те в домашних условиях
производили определённую востребованную на рынке продукцию,
например обувь, которую потом скупщики передавали заказчику.
В музее Балленберг можно лично понаблюдать за тем, как ещё три
сотни лет назад производились в Швейцарии традиционные корзины, пряжа, а
также продукция кузнечного дела, ткачества, художественной резьбы
по дереву. Сотрудники музея, таким образом, хранят и передают дальше
по наследству следующим поколениям старинное техническое ноу-хау. В данном случае учимся изготавливать корзины.
Жилой дом из г. Швиц, кантон Швиц (который, кстати, и дал название всей
стране) – старейший деревянный дом Швейцарии. Ему почти 700 лет, ведь он
построен в 1336 (!) году. Рядом с домом - старый сарай.
Сразу
хочу оговориться, что швейцарцы не изобретали велосипеда. В том смысле,
что они не были первыми в создании такого уникального музея под
открытым небом. Рождение подобного новшества в музейном строительстве
датируется 1891 годом. Первым он появился на острове Скансен близ Стокгольма. К началу XX века
в Европе насчитывалось более 20 подобных музеев-парков. Балленберг
открыл свои двери для посетителей лишь в 1978 году. Тогда в его
коллекции было всего 25 крестьянских изб. Сейчас насчитывается 110
усадеб.
Так чем же интересен именно швейцарский Балленберг? Да многими параметрами. Во-первых, особенностями страны. Швейцария весьма неоднородна как по своему национальному составу, так и по укладу жизни швейцарцев. На крошечной швейцарской территории с
древних времен существовало многоязычие и многообразие культур. А это, в
свою очередь, наложило отпечаток и на крестьянский быт, и на
архитектуру крестьянских домов, и на строительные материалы. Во-вторых,
разные природно-климатическихе условия повлекли и появление большого
количества архитектурных форм и строительных приемов. Согласитесь, жить
на берегу прекрасного озера Лаго Маджоре, в субтропическом раю это вовсе
не то, что в мягком, но все же континентальном климате межгорья, и тем
более не то, что жить высоко в горах, где природа сурова, снег выпадает
уже ранней осенью, дуют пронзительные ветры и ощущается нехватка
кислорода.
Казалось бы,
бездушное сооружение – дом. Но он поведает вам о многом – о сложной доле
крестьянина-горца или о сладкой жизни большой семьи богатого
фабриканта, о разнообразии культурных традиций всех
26 швейцарских кантонов, о специфике профессиональных занятий
швейцарцев, начиная с 1336 года (я показывал самый старый дом Балленберга) и до
1990, когда здесь появилась последняя крестьянская изба. На скотных дворах крестьянских домов живут домашние животные, наиболее распространенные в соответствующем кантоне. В музее Балленберг представлено более 250 (!) типичных для швейцарских кантонов домашних животных!
Местные свиньи любят грязь не меньше наших.
Есть карусели и детские игровые площадки.
Для тех кто постарше - боулинг. Хотя последнему все возрасты покорны.
А "Миражи" продолжали летать весь день.
Сыроварня. Действующая. Швейцарец с добрым взглядом детского сказочника хранит многовековые традиции.
Варит как в старые времена - на расщепленных дровах.
При сыроварне - магазинчик, где можно купить домашнего приготовления молОчку. Цены немалые, поэтому продуктовая лавка больше походит на сувенирную.
Жилой дом 15/18-го в.в. из Ваттвиля (кантон Санкт-Галлен)
Зернохранилище.
И всё это на фоне фантастических пейзажей!
«Пчелиный домик» 19-го века из Менштеттена (кантон Цюрих):
Стены в некоторых домах, как и у нас, испещрены напоминаниями, кто здесь был и кто кого любит.
Молоко с гор свежим было трудно доставить, поэтому его перерабатывали в сыр.
А вот такие "дуры" вешают на шею коровам до сих пор. Под их тяжестью коровы не вертят шеями по сторонам и не заглядываются на быков, а склонив рога к земле, усердно жуют траву. Может в этом секрет их продуктивности?
А рядом - моя мечта о домике в деревне...
Это - из чего стены состоят:
А так он выглядит снаружи:
Точно к обозначенному времени пришли на мастер-класс по плетению верёвок и канатов. Но учителей не было... Пришлось самостоятельно осваивать основы этой премудрости.
Перешли в кантон Берн, вернее, в его часть – Бернер Оберланд.
Кузница 19-го века из Бюмплица.
Гончаров за работой нам тоже не удалось застать,
у них - обед. И мне показалось, не только с чаем...
Во всех домах сохранена аутентичная обстановка.
Крестьянский дом 17-го века из Эггивиля, а в нём - мастерица за работой:
Их изделия можно купить.
Жилой дом 1568 г. из Блаттена (кантон Валлис):
Мы приближаемся к Восточному входу. Сразу у входа стоит капелла 18 века из местечка Туртиг, кантон Валлис.
Выходим за территорию, вдали виден водопад.
Вблизи - настоящая частная шоколадоварня.
Здесь представлены не только все инструменты и приспособления для
приготовления шоколада, но и действительно варится шоколадная масса. Когда масса готова, кондитер разливает ее по формочкам, удаляя лишнюю
массу, ударами специальной палочки «выгоняет» пузырьки воздуха и
оставляет будущие плитки шоколада остывать. Затем процедура повторяется.
Потом ловкие женские руки упаковывают шоколадки, и посетители с
удовольствием уносят с собой еще одно воспоминание о Балленберге. С
любыми процентами какао, молочное и горькое, с травами, ликерами или
фруктами – кому какое нравится.
На этом обычно экскурсии заканчиваются и посетители уезжают усталые и счастливые, посасывая прикупленный шоколад и переваривая впечатления. Но нам с ними не по пути. Во-первых, мы ещё далеко не всё осмотрели и не удовлетворили свою любознательность, а во-вторых, нам никто автобус от одного входа к другому не перегонял. Наша машина осталась у Западного входа. Поэтому мы продолжили изучение этнодеревни. Даже сейчас, по прошествии 4-х лет, я не могу для себя определиться, что мне здесь больше всего понравилось: разнообразие сельской архитектуры, деревенская тишина или сногсшибательные виды гор.
Зайти снова на территорию не составляло труда, опознавательные наклейки
были по-прежнему на одежде: у жены, как и положено, на груди, у меня,
как группа крови - на рукаве. Альпийские горные летние жилища из кантона Валлис. Всё предельно по-спартански, даже печки нет: видать лето в Альпах тёплое и не дождливое, а для поесть хватит костра.
Постель была одна на всех. Но о-очень большая!
Судя по дереву, домики очень старые.
Хозяйственные постройки: сыроварня, фермы и конюшни.
Перебираемся в следующий кантон.
Переходы между ними довольно длинные, но если таких попутчиков расстояния не испугали, то нас и подавно. Без преувеличения с младых ногтей и с молоком матери впитывает подрастающее поколение красоты и историю родного края. Как им не стать после этого патриотами? А у нас патриотическое воспитание сводится к игре "Зарница" с деревянными автоматами и разгадыванию ребусов с провозглашёнными ВВП национальными идеями фикс. А деревня совсем захирела, ей не лозунги нужны. Ну и кто мы после этого? Я насчёт разума...
Во многих домах размещены мини-музеи и выставки. Есть комната
сельских свадеб – интересно, что швейцарские женщины в те времена
нередко выходили замуж, будучи уже беременными; родильная комната;
комната смерти – в Швейцарии была очень высокая детская и материнская
смертность, тяжелая работа очень часто была причиной выкидышей у женщин.
Ощущения затхлости и заброшенности нет. Иногда создаётся впечатление, что хозяева только что спешно покинули жилище, например, проспали на работу и в спешке собрались.
Территория музея огромна и поэтому в музее есть собственный транспорт.
Тёплый биотуалет - реальность нашего настоящего и пережиток их прошлого.
А так делают туеса.
Место склейки фиксируется обычными прищепками.
Не скажу, что бедные швейцарцы жили бедно. В наших деревнях до сих пор о некоторых предметах интерьеров их старинных домов только мечтают.
Удачное фото: как с картин старых фламандских мастеров.
Покидаем кантон Берн и по дорожке через красивый овраг и скалы
выходим к
деревеньке, представляющую в музее кантоны «Восточного среднеземья» -
Цюрих, Тургау, Шаффхаузен. Путешествие во времени и пространстве: миновав лесочек оказываемся не только в другом районе Швейцарии, но и в другом столетии.
Пилорама не вызвала бы интереса, если бы не одно обстоятельство: привод не электрический, а от водяного колеса.
Свадебная телега:
Приданое, как видите, напоказ.
Эти белые носки на спинке кровати меня так умилили, что я остался тут на правой картине.
Но больше всего здесь понравился подробный показ устройства фахтверховых домов.
Дом винодела 1780 г. из Рихтерсвиля, кантон Цюрих.
В прачечной – стиральная доска, а «бочка» коричневого цвета на заднем
плане – это первая стиральная машина легендарной фирмы «Миле».
Школа, кантон Цюрих, ок. 1800.
Такие парты я ещё застал в первых классах нашей средней школы, только крышка у нас откидывалась не со всей столешницей, а с частью её.
Но карта не 1800 года: Крым на ней уже в составе Украины.
И перьевые ручки с чернильницами я застал. Они ещё долго после перехода в середине 70-х на шариковые авторучки на почтах применялись.
В подвалах дома винодела, конечно же, бочки с вином. (Не из-под!) До сих пор делают.
В этом доме мы обнаружили не только знакомую нам с детства «бабушкину» настольную швейную машинку «Зингер»,
но и прообраз современной
встроенной мебели, которая имела весьма широкое распространение в
деревнях и городах Швейцарии.
Ещё одно встроенное ноу-хау: ящички в лестнице. Надо взять на вооружение.
Особое впечатление производят воссозданные интерьеры парикмахерских салонов.
Раньше профессия парикмахера (цирюльника) и хирурга были нераздельны и только с 1898 года запретили совмещать эти специальности. Но вплоть до 20 века в парикмахерских могли выдрать зуб.
Дамский салон женщины называют просто чудом! Здесь есть все: фены, приспособления
для мытья головы, бигуди и другие агрегаты для создания прически.
Как вам такой фен?
Мужской зал.
Находится музей парикмахерского искусства также в доме цюрихского винодела.
с огромным прессом для давки винограда, 17 век. Всем прессам пресс. И это за 100 - 150 лет до появления на экранах фильма "Укрощение строптивого", когда Челентано ещё ногами давил виноград. Да и самих голубых экранов тогда ещё не придумали. Отсталая Италия!
Лес - сплошная декорация к фильмам-сказкам: мох, камни, заросли.
Даже лешие водятся...
И как водится, исчезают.
Фермерский дом, кантон Во, 18 век.
Мы переходим в солнечный южный кантон Тичино.
Жилой дом, вернее, жилой комплекс из Новаццано (кантон Тичино),
построенный в 14 веке и достраивавшийся вплоть до 19 века по мере
разрастания живших здесь семей:
За пределами музея домики также аутентичные:
За один день, даже очень стараясь, мы обойти весь комплекс не смогли. Ну да это и не цель.
Итоги дня: 1) это место, определённо мне очень понравилось. Если бы в Швейцарии не было ничего, кроме музея Балленберг, сюда бы стоило поехать. 2) Одного дня на музей маловато будет, два дня - в самый раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий