среда, 12 июня 2019 г.

Винная дорога Эльзаса. Риквир - самая красивая деревня Франции.


Винная дорога Эльзаса. 1 часть. Риквир - самая красивая деревня Франции.  25 сентября 2015 г.,  пятница. День 8-й.

Пришло время написать про день, после которого моя жизнь никогда не станет прежней. Это тот самый день, когда я посетил эльзасский городок Риквир. Хорошо, я немного утрирую, но без сомнений, Риквир заслужил почетное звание эталона красоты среди всех европейских городков. Так же как Роттенбург-на-Таубере. Пожалуй, это одно из самых прекрасных мест на Земле, созданных человеком. Неслучайно Риквир включен в список Les plus beaux villages de France, т. е. входит в число самых прекрасных деревень Франции. Про Энгисхейм и Кольмар - другие пункты Винной дороги я уже рассказывал. На этот раз дочь посоветовала осмотреть именно Риквир, за что с женой ей очень благодарны. 
Базель - Риквир: 77 км. Берём курс на Францию. В 2-х км от дома на выезде из Базеля - уже территория Франции. Кстати, Базельский аэропорт расположен во Франции. Он на нашем пути.

Едем по А-35 (Е-25), которая идёт на Страсбург.  Скорость по автобану - 130 км/ч. Эта дорога пока бесплатна, по крайней мере до Страсбурга, дальше на Север Франции не ездил.

На некоторых участках скорость ограничена временными знаками.



Сразу после Кольмара сворачиваем на Рю де Кольмар и на Рю де Вин. Надо быть крупным идиотом, чтоб не понять из французского названия, что последняя и есть та самая Винная дорога. Я понял, не зная французского.


Останавливаемся среди виноградников.

За моей спиной и есть тот самый Риквир. Riquewihr (Риквир) — это живописная деревенька в Эльзасе, в 11 км от Кольмара. Приятные каменистые улочки со средневековыми фасадами домов мало изменились с 15 века, когда правители Вюртембергского дома выстроили здесь замок. Я уже упоминал, что Риквир входит в Ассоциацию самых красивых деревень Франции. Кроме того, он не зря является частью туристического маршрута "Винная дорога Эльзаса": именно здесь находится центр производства рислинга в Эльзасе. Качество местных вин столь высоко, что Риквир получил прозвище "Жемчужины эльзасских виноградников".

Небольшая деревушка, население 1400 человек. Расположена в окружении виноградников, на которых произрастают знаменитые сорта винограда для вин класса Гран Крю -Шененбург и Шпорен. В деревне много дегустационных залов. Кстати, дегустаторами раньше называли не любителей попробовать вино и оценить его качество, а посредников между виноделом и покупателем, как правило дегустаторами выступали трактирщики.


В 8 веке в местных виноградниках работал Richo. В честь него была названа «Richo villa», которая позже превратилась в Riquewihr. В 1049 году городок впервые упоминается под названием Richovilare. В 5 — 6 вв город принадлежал графам Eguisheim-Dabo, потом он перешел аристократической семье Райхенштайн, но члены семьи закрекомендовали себя весьма плохими феодалами. В 1269 году граф Рудоль Габсбург, будущий император Священной Римской Империи, при помощи Кольмара и Страсбурга осадил замок, успешно захватил его и сравнял с землей, тем самым уничтожив стратегическую значимость города.

Графы Габсбурги в 1291 году окружили город его первой крепостной стеной. В 1320 году впервые в документах Riquewihr упоминается в статусе «городка». В 1324 году граф Харбург продал свое право владения городом графу Ульриху Вюттембургскому. В 1397 году граф Эберхард II Вюттембургский был помолвлен на графине Монбельярд, Генриетте де Монфакон. В этот период графы Вюттембургские были повышены до статуса герцогов.
В 1534 году граф Георг Вюттембургский позволил швейцарскому реформатору Цвингли проповедовать протестантские идеи в своих землях, а в 1559 году герцог Кристоф Вюттембургский поддержал учение Лютера с целью сохранить религиозное единство на обоих берегах Рейна.

 Во время Тридцатилетней войны (1618 — 1648 г), Riquewihr сильно пострадал: осада, выкуп, эпидемии, голод, смерть, разрушения… Как только власть Франции распространилась на Эльзас, Riquewihr в 1680 году перешел под власть короля Людовика XIV, оставаясь официально собственностью семьи Вюттембергов-Монбельярдов. Когда в 1789 году разразилась Французская Революция, жители Риквира поддержали Французскую Республику.  Согласно договору, подписанному в Париже в 1796 году, герцоги  Вюттемберги-Монбельярды были изгнаны, а Riquewihr стал частью Франции уже на постоянной основе.

Теперь непосредственно к городку. Припарковались бесплатно в 40 метрах от входа в историческую часть (преимущество небольших городков). На улице разметки нет, знаков, запрещающих парковку - тоже, машины стоят. Чем наша хуже? 
 Верхние ворота (Porte Haute). Построенные в конце 13-го века, они были расширены во время укрепления фортификаций города в 15 веке. Защитные элементы ворот все еще видны: тяжелая двустворчатая дверь, деревянная опускающаяся решетка (одна из старейших в Европе), проход к которой дополнен подвесным мостом.




С обеих сторон Porte Haute можно увидеть сохранившиеся крепостные укрепления 1291  и 1500-х гг. 

За прошедшие века стены обросли домиками, так что совсем не кажутся грозными и неприступными. Обратите внимание на несколько домов с правой стороны от ворот. Первоначально их построили у городского вала, а в 1982 году городские власти вложили немалые средства в их реставрацию, за что Риквир получил Первую Национальную Премию за охрану памятников национального наследия. Здесь же выставлены бочки, в которых перевозилось вино. На ставнях второго этажа одного из домов изображены пятиконечные звёзды: и сюда наши коммунисты добрались. В сочетании с прорезями для закрытия ставень вообще получается Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Живописные фахтверховые домики французской деревушки, многие из которых наклонены плоскостью второго и третьего этажей или ступенями выступают на улицу. Оно понятно: на земле пространства меньше, чем в воздухе. И прохожим выгода: можно переждать любой дождь, прижавшись к стене здания.

Строя из дерева, материала, имеющего острую необходимость в защите от губительной влаги, средневековые зодчие стали использовать технику выступов, благодаря которой вода от дождя, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и на фундамент, а непосредственно на землю. Мостовая имеет уклон к центру, по которому проложен жёлоб (на фото выше). Такая техника защиты деревянных строений, согласно историческим исследованиям, была известна еще древним грекам. Боковые стены из-за плотного (в городах) прилегания друг к другу домов и, часто не имеющие окон, особой нужды в защите не испытывали и сооружались обычным способом. Стремление защитить фасад от чрезмерного намокания постепенно получило творческое направление, а техника выступов стала использоваться для строительства всевозможных балконов и эркеров. Многим из них более 5 веков. И ведь не рушатся, как наши балконы, через 50 лет!
 Я просто фанат фахверка. Если в городе есть хотя бы несколько зданий, построенных в таком стиле, то я уже счастлив. А теперь представьте, какой восторг я испытал, когда побывал в Риквире, который практически весь фахверковый!
Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из вертикальных стоек, горизонтальных балок и диагональных раскосов, которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. Раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Устройство фахверховых домов подробно показано в прошлом отчёте - об этнодеревне. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка. Наиболее богатые горожане заполняли межкаркасное пространство деревянными резными панелями.
Известная жёсткость и прочность каркаса фахверковых домов достигалась применением разнообразных и точных соединений деталей — на потайной шип, на шип «ласточкин хвост», врубками и др., закрепляемых деревянными нагелями. Именно так были построены сотни тысяч деревянных домов в Европе, которые стоят уже по 300—500 лет, а это лучшее доказательство надёжности технологии. Одновременно с немецким фахверком возникли аналогичные технологии каркасного строительства в Швейцарии, Франции, Англии и других странах.

Самым доступным и наиболее часто использовавшимся в качестве заполнителя фахверковых стен всегда был глиняный саман. Глину армировали (смешивая её с соломой или камышом), чтобы та не трескалась и не распадалась на отдельные куски. Чтобы саман держался в стене и не выпадал, под него готовили плетёное основание из тонких веток, которые вставляли в заранее сделанные пазы внутри фахверковых полей. В результате высыхания глины образуются щели между заполнением и элементами каркаса. Эти щели раньше заделывались шерстью, смешанной с известью, а в современных условиях строительства их можно зашпатлевать. Затем поверхность самана оштукатуривалась известковым раствором заподлицо с деревянным каркасом и, по необходимости, окрашивалась.

Непосредственно за Верхними воротами располагается башня Долдер (справа на фото).
  
Вдоль башни выстроены старинные городские укрепления, и если завернуть направо, то можно увидеть, пройдя по еврейской улочке, великолепный еврейский дворик, в котором стоит одна из крепостных башен, а ныне музей пыток- Воровская башня. Она на дальнем плане, за белой машиной, подойдём чуть позже. А эта улочка так и называется: «Крепостная стена» — она построена буквально на бывших крепостных стенах.

Проходим в город и переносимся на 5 месяцев вперёд: в Рождество. Об этом тоже чуть позже.

 
«Измерительный фонтан». У этого фонтана, построенного в 1560 году, впервые стали проверять емкость винных бочек и других контейнеров. Видимо, местные виноделы любили слегка преувеличить объем своей тары.


Геральдический лев, украшающий колонну фонтана, держит два герба: герб лордов Габсбургов (звезда с красной полосой под ней) и герб Риквира (Вюттембургские оленьи рога и звезда над ними).





Улица Оленя (Rue de Cerf). Здесь есть любопытный домовый знак — самец оленя, чьё личное достоинство заботливо прикрыто от стыда дубовым листом. Олень в здешних, виноградных местах — очень редкое животное. Такой домовый знак выбрал ещё один гурме Риквира, на чьём доме он и изображён. Хотя кто знает, может быть композиция появилась здесь несколько раньше, когда этот дом был постоялым двором. Тогда становится понятным, почему олень: пришёл, увидел, поимел, назавтра поскакал дальше.

Конечно же, приковывает внимание старинный дом винодела XVI-XVII веков с картиной на стене. Большая часть сохранившихся домов построена в 16-17 веках. Это связано с тем, что это время — период наивысшего экономического расцвета Риквира: вино, полученное из виноградников вокруг города, приобрело настоящую популярность во многих странах. Сюда съезжались из разных городов скупать вино (откуда и столь популярна профессия дегустатора). Поэтому и многие дома Риквира — дома виноделов. Они устроены особым образом. Первый этаж в любом случае должен был быть каменным, чтобы обеспечить прохладу для хранения вина в погребе и соответствующую температуру в давильне, которая располагалась на первом этаже. Остальные этажи могли быть как из камня, так и из фахверка (в зависимости от финансового состояния владельца).

Здесь же на мини-площади по адресу Rue du Cerf 1 стоит дом XV века (слева на фото). Кроме своего возраста, дом примечателен расположенным в нем магазинчиком рождественских товаров. Эльзасское Рождество — самое аутентичное, масштабное и лучшее во всей Европе. Я держу в уме Рождество в Роттенбурге - на - Таубере. Пожалуй, этот дуэт лучший в Европе.
 
 Неудивительно, что и в Риквире нашлось место целому супермаркету (занимающему не только и не столько дом, сколько его обширный подвал) товаров для одного из главных христианских праздников Feerie de Noel.

Фотографировать нам категорически запретили, но мы просто обомлели при входе (представьте: время года - ранняя осень, а попадаем в зиму) и жена, пользуясь немногочисленностью продавцов, всё-таки сделала несколько снимков.







   
 

 
 






Возвращаемся на улицы.

Башня Dolder. Знаменитая башня относится к первым городским укреплениям. Она была построена в 1291 году, одновременно с возведением первой крепостной стены вокруг города. Когда-то она служила сразу городской башней с часами, дозорными, набатом, чтобы предупредить город в случае нападения, надвратной башней верхних ворот. Высота башни 25 метров, сейчас это символ Риквира. Башня сохранила свой средневековый вид: внешний фасад сделан строгим и укрепленным для отражения атак, а внутренний фасад башни сделан фахверковым и украшен цветами. На верху башни устроена обзорная площадка, откуда можно полюбоваться прекрасной панорамой крыш города и окружающими Риквир виноградниками.

Дом гастронома «A l’etoile». Этот дом, принадлежащий городу, был перестроен в 1686 году в барочном стиле. У дома сделан один из самых украшенных фасадов в городе: мотивы sella curulis (деревянные балки, изогнутые по форме курульного кресла), угловой столб и окна с деревянными рамами, богато украшенными скульптурами. Примечательны также стены под окнами, отделанные гербами города.  Дом гурме украшает герб Вёрттенбергов и торговый знак, который придумал знаменитый эльзасский художник, карикатурист и писатель Анси (Hansi). Звезда означает, что дом принадлежал винному эксперту и одно время служил постоялым двором «Звезда».




Перед поворотом к особняку Беркхаймов невольно приковывает взгляд синий дом по адресу  Генерала де Голля, 29 постройки XVII-XVIII вв. Рядом дом винодела, построенный веком ранее, XVI век.

Невозможно не заметить магазинчик, посвященный ведьмам в доме XVII века по адресу генерала де Голля, 30. Он полон маленьких колдунов всех моделей и размеров больше напоминает музей, посвященный волшебницам, которые населяли воображение людей на протяжении всего средневековья. Существует легенда про жительницу Риквира Мари Вольф, которая, потеряв на войне жениха, стала отшельницей, а люди стали считать ее ведьмой. Однажды Мари так громко рыдала над погибшим женихом, что враги, испугавшись, бежали из от стен города. С тех пор Мари Вольф и фигурки ведьм, изображающие ее, считаются хранительницами от бед.



По улице Трёх церквей проходим на Place des Trois Eglises. Название переводится с французского как «Площадь трех церквей»: в прежние времена на площади выходило именно три церкви:
— приходская церковь, датируемая 12 и 15 веками, посвященная Святой Маргарите, была заброшена в 1883 году. В середине 19 века на фундаменте этого готического здания возвели новую протестантскую церковь.  В протестантском храме хранится удивительный орган Стир-Москерс (Stiehr-Mockers), его корпус считается произведением искусства и историческим памятником.


— паломническая церковь Нотр-Дам: построенная семьей Ribeaupierre в 1337 году, чтобы разместить в ней «Святое изображение», которое считалось чудотворным. После начала Реформации в 1534 году Вёрттенберги закрыли храм ради распространения новой веры, она была превращена в пресвитерий. Здание вошло в комплекс жилых строений площади. Всё, что осталось от знаменитого места паломничества Риквира — готические окна на одном из зданий, выходящих на площадь. Остатки церкви прилепились к дому пастыря XVII-XIX вв.

— церковь св. Эрарда: датируется началом 14 века. Эта часовня была соединена с прилегающим госпиталем. В 1539 году, с приходом Реформации, она превратилась в школу для мальчиков. Позже стала жилым домом. Вместе с домом пастыря и остатками паломнической церкви составляет теперь единое целое. Колодец на площади 1803 года.

Очередной винный магазинчик тоже сказочный.

Прямо по курсу - мэрия, справа - один из бесчисленных ресторанчиков с великолепным местным вином.

Направо от мэрии по улице обнаруживаем музей Коммуникаций. Жена - фанатка почты, настояла зайти. Я впоследствии не пожалел, что поддался на уговоры. Настоятельно рекомендую. Я не про уговоры, а про музей.






Такого количества карет, дилижансов и бричек доселе не встречал.

Сапоги на переднем плане не простые: большое количество металлических вставок делает их практически железными. В них в случае падения лошади можно остаться с невредимыми конечностями. Наверное видели в фильмах, как загнанные лошади падали на бок, зажимая и буквально расплющивая ногу седока? Представляете, как гоняли почтари, если загнать лошадь было привычным делом, к которому заранее готовились?


Внутри кареты, вопреки моим ожиданиям, обстановка довольно скромная, рабочая. Никаких излишеств.




Почтальоны состояли на государственной службе, их профессия считалась очень почётной. Ещё бы: основная почта была дипломатической. И форма под стать. Дипкурьеры, чай.



Сани, видимо, для горных районов.




 
 

 



Применялись и экзотические виды связи.

Кайзерский герб почты времён принадлежности Эльзаса Германской Империи.

Атрибуты Первой Мировой, в результате которой Эльзас вновь отошёл Франции.

 


Вот этот железный сапог. Никаких ассоциаций? Да-Да: это - предок ботфорт.

Судя по карте 1506 года, в 16 веке уже имелась почтовая связь и с Московией.

Ещё один способ коммуникаций - световой телеграф. О нём упоминал Дюма в "Графе Монте-Кристо".

  


С постройкой железных дорог появились и почтовые вагоны.

Одновременно, может даже чуть раньше - почтовые пароходы.


Телеграф.
 

Телефон.





И так до компьютеров.

Музей Коммуникаций расположен в замке. В 1539-1540 гг герцог Георг Вюттембургский снёс старый замок и заменил его новым, который сохранился до наших дней. Феодальная администрация располагалась в соседнем здании («office»), построенным немного позже. Здание замка было продано во время Французской Революции. Выкупленный городом обратно в 1861 году, замок стал использоваться в виде школы. С 1971 года здесь находится музей Коммуникаций. Барельеф над входом в лестничный колодец украшен гербом семьи Вюттемберг-Монбельяр и девизом Георга Вюттембургского («Die Stund bringt’s End» — «Каждый час может быть последним»). Памятная табличка на стене сообщает, что здесь, в 1487 году, родился Ульрих, будущий герцог Вюттембургский.

Здесь же располагается настоящая почта, где можно купить и отправить открытки в любой конец Света. Конверты с марками мы купили для скрапбукинга жене.

 Далее по живописным улочкам направились в сторону машины, к Верхним воротам, по пути любуясь старинными колодцами,

сказочными домиками

и узкими улочками

«Высотка». 14 rue du General de Gaulle. Соединяя в себе два отдельных здания 1561 года под одной крышей, этот дом состоит из 5 фахверковых этажей, причем нижний каменный этаж украшен на мотивы sella curulus («курульное кресло» на латыни) — это особое кресло без спинки с перекрещивающимися полукруглыми ножками, обладать которым в Древнем Риме могли только члены Высшего магистрата  — консулы, цензоры, преторы. Эта форма стала сакральным символом власти магистрата, потому кресло всегда носили за консулом. Известно, что Гай Юлий Цезарь был первым человеком, получившим золотое курульное кресло. Здание высотой 25 метров является самым высоким фахверковым домом в Эльзасе. Справа угол здания был скруглен, чтобы освободить место для проезда транспорта. Здесь можно посмотреть на печати рабочих (подпись каменщиков), которые использовались для расчета зарплаты.
 
Напротив этого примечательного дома обращает внимание здание с красным фасадом Maison № 13. На самом деле, это здание включает в себя два дома: тот, что слева, имеет ворота 1565 года, а тот, что справа — фасад с элегантным двухэтажным эркером.
Подпись на старо-немецком на западной стороне эркера посвящена 2 надстройке дома в 1709 году и напоминает, что в этом году виноградники и многие фруктовые деревья были убиты сильными холодами, настигшими всю Европу.

Я не понимаю этих людей: как можно буднично проходить мимо таких архитектурных шедевров, не поднимая головы?


Дом винодела и пекаря  XVI-XVII вв. (ул. Генерала де Голля, 28)

Держим курс на башню Долдер.
 
От неё уходим вправо


и по улочке "Крепостная стена" доходим, наконец, до Еврейского дворика и обещанной в начале рассказа "Воровской Башни".
Она построена в 1291 году, перестроена в бастион в 1500 г., высота 18 метров, пятиугольной формы снаружи, квадратная внутри. Риквир до 18 века обладал правами отправления правосудия (господского), поэтому в башне была пыточная, сохранившаяся в оригинальном виде, здесь можно было проводить допросы, и кидать подозреваемых в «забывайку» — каменный мешок сырой, без света. Доступ через дозорный путь.
  
Башня соседствует с домом винодела 1563 года.


С сожалением покидаем эту волшебную деревеньку. Где-то здесь стоит и наша машина.

Продолжение этого дня - во второй части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...