24.12.22. Отлично выспались. Наступил Рождественский сочельник. В этот день дети приезжают к родителям, ведь Рождество - самый семейный праздник. После завтрака - прогулка под моросящим дождём всей большой семьёй по Амдену. Открыл для себя,
что мерзкая погода нравится не только лягушкам, но и мне.
Вкуснейший луковый
суп на обед, немного обсохли, отдохнули. Пока курил на приусадебном участке, сделал несколько снимков. Смотрите, какую простую и оригинальную поделку выполнил Франк. Воистину: всё гениальное просто. Отстраняясь от предмета добавлю, что не всё простое гениально. Символ Советской (впрочем, как и китайской народной) армии мне напомнил о Родине. Очень твёрдая порода дерева, по-моему, бук.
Заборов здесь нет от слова "вообще". Только живые изгороди.
Просто нет такой нужды ставить заборы. Здесь к частной собственности относятся очень трепетно, слово: "приват" для швейцарцев священно. И никто никогда на чужие участки не лазит. За всю многовековую историю деревни краж не было.
Глазеть с дороги на чужие участки и дома тоже не принято. Даже если нет живой изгороди. Но мы - туристы, не знающие законов Гор, и нам многое прощается.
Но эти фото сделаны уже не от дома Франка, это мы в церковь пошли. В Амдене, как я уже писал в предыдущих рассказах, 2 католических и одна протестантская церковь. Как говорили в наших сказках:
"Было у отца 3 сына.
Старший умный был детина,
Средний был ни так, ни сяк,
Младший вовсе был дурак".
Одна - чисто протестантская, вторая - формально католическая, но интерьер и убранство по-протестантски лаконичные. Правда, с несколькими иконами и оргАном, чем всё-таки напоминает католическую. Обряды в ней могут провести как на католический, так и на протестантский манер. В общем, средний брат. Но мы сейчас направляемся в третью церковь, чисто католическую. В 5 часов вечера в ней начинается рождественская служба. Вышли чуть заранее. Пока со всех сторон рассматривали самый старый в Амдене дом, которому более 200 лет,
начали звонить колокола, созывая на службу. Сразу из двух церквей, а может и со всех трёх, но я слышал два звука. Вставить в блог видео не получилось, формат блога не позволяет. Или я дурак 👀? Придётся вам поверить мне на слово, колокола у католиков звонят совершенно хаотично. Как, в прочем, и у протестантов, разницы нет. Они что, наши православные мелодичные колокольные перезвоны ни разу не слышали? А если слышали, неужели не захотелось переоборудовать колокольни и создать что-то подобное, нереально волшебное? Кстати, знаете чем отличается принцип работы православных колоколов от католических? У нас раскачивают язык, а у них колокол. Язык при этом остаётся неподвижным.
Послушали, записали на видео, идём дальше. Обратили внимание на яркие шесты вдоль дорог? Это у них тут зимой такой слой снега бывает, из сугробов только алые навершия торчат для ориентира водителям. Не забываем, что это - горы. Но нынче зима аномальная. Старожилы говорят, что такого не помнят, обычно снега очень много.
Во время
дневной прогулки возле второй католической церкви (которая средний брат) обратил внимание на минимум
украшений накануне Рождества. Православные возле церквей сооружают кучу
ковчегов и прочих конструкций на библейские сюжеты. Здесь ничего подобного нет,
декорации практически отсутствуют. На мой вопрос почему, Франк только хитро
улыбнулся. И сейчас я понял, почему. Мы пришли чуть раньше 5 часов и имели
возможность неторопливо осмотреть убранство снаружи и изнутри.
то внутри... Я обомлел, у
жены так вообще речь пропала. Смотрите сами:
Я даже не знаю, как комментировать эту прелесть, да и стоит ли? Мне кажется, люди вложили сюда всю душу, всю свою любовь к Богу.
Сама
служба длилась около часа и было время сравнить церкви. Перед походом в католическую церковь я маялся сомнениями, как креститься: по-православному обряду тремя перстами справа налево и чувствовать себя белой вороной или по-католическому всей ладонью слева направо, но поступиться обычаями своей церкви, фактически предать. Проза жизни оказалась проще и суровее. Если в православной церкви все верующие крестятся при входе, выходе, перед иконами, во время службы, то в католической ни один прихожанин, включая священника, ни разу (!) лба не перекрестил. Для меня это был шок!
Служба напоминала театральное представление. Ярко освещённая сцена (извините, если оскорбил чувства верующих, но иначе как сценой это не назовёшь), выступает священник, потом какие-то чиновники и чиновницы, спонсоры. Потом начинаются общие, всем залом, песнопения. Красивая традиция, сближающая людей. Тем более, что после этого все встают с мест и пожимают руки соседям, знакомым и незнакомым. Обряд причастия: 2 женщины приносят священнику вино и чипсы, он благополучно в одиночку напивается на глазах у зрителей. Потом недопитую чашу уносят за кулисы (видимо, на опохмел), а остатки закуски разносят по залу и угощают всю паству. Не с вином, а всухомятку, подавитесь. Плоский кругляш из пресного хлеба, напоминающий чипс, размером и формой с советский пятак. Я потом прочитал, что обряд причащения в разных конфессиях христианской церкви различен. Католики, чему я только что был свидетель, считают, что вино (кровь Христова) полагается только священнику, поскольку паства его может пролить, а пролить на землю Христову кровь категорически недопустимо. Совершенно спорный аргумент. Во-первых, священник - тоже человек и пролить вино способен не хуже паствы. Во-вторых, кровь проливать нельзя, а тело Христово, хлеб, уронить на пол и случайно растоптать можно? Думайте другую версию, господа католики, эта критики не выдерживает.
Обряд причащения протестантов увижу и опишу завтра, забегать вперёд не буду.
Между тем распогодилось. Дождь прекратился, взошла первая звезда и не одна. По возвращении домой нас ждал праздничный ужин. И если доселе мы ели вегетарианские супы, то сейчас стол ломился от мясных блюд. Восемь видов сосисок приготовил Франк! В том числе знаменитые баварские. После первой звезды уже можно. Пробовали каждый
вид, потом выбирали понравившиеся.
Сосиски прекрасно шли под немецкое пиво. В общем, праздник живота. А если бы мы ещё и долго постились перед этим, наша радость была бы вообще безмерна!
После
ужина - вручение рождественских подарков.
Ещё забыл упомянуть одну страничку к этому роману - роскошь человеческого общения. Фото прилагается.
Кому мешала в большевистской России эта традиция?!
Власти, которая пыталась разрушить семейные связи, чтобы легче было управляться
с быдлом. В итоге что сейчас получили? Рождество благополучно стёрто из памяти народной, как пережиток церковного прошлого, а религия - опиум для народа. Вместо двух остался один праздник. Ночью на Новый год, крадучись, кладём под ёлку
подарки для детей, а когда на утро дети их находят, нагло врём, кивая на Деда Мороза. Это не я, а он подложил. Тут двойной заряд замедленного действия: показываем
ребёнку, что мы двуличны, уча его быть честным и он тут же (или максимум через пару лет) ловит нас самих на
лжи. Второй заряд: отрекаемся от нами приготовленных подарков в пользу мифического Деда Мороза. Тем самым принижая САМИ свой вклад в воспитание и заботу о ребёнке и отдавая свои
лавры неведомому деду. Читай - государству. Если родители не могут позаботиться о
подарках ребёнку на Новый год, и его дарит появившийся из незнакомого внешнего
мира пришелец, то какая надежда на таких родителей в будущем? Продолжим выводы ребёнка: ничего страшного, если в один момент приедет чёрный "воронок" и родители навсегда исчезнут. Останется заботливое государство с прекрасными детдомами. Оно точно позаботится обо мне. Лучше буду, открыв рот, слушать пропаганду про наше счастливое детство и не менее счастливое будущее, все плюшки от него, от государства. Многие, наверное, помнят знаменитый советский лозунг: "Спасибо Партии Ленина за наше счастливое детство!" И ни слова про родителей. Вот так нас развели в 1918 году
и разводят до сих пор, а все дивиденды получают типы, именующие себя государством.
Мрачновато? Всё в наших руках, не поздно эти традиции возродить и нам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий