четверг, 9 февраля 2023 г.

Рождество в Европе. Часть первая. Перелёт Москва - Белград - Цюрих.

 

23.12.22. 
Перелёты Москва - Белград, Белград - Цюрих. Стыковка в Белграде совсем короткая, из "чистой зоны" не выходили. Всего полгода назад летали в Швейцарию через Стамбул Турецкими авиалиниями, поэтому так и напрашивалось сравнение с Сербскими. 
Начнём с организации. В Белграде к назначенному времени приходим к посадочным воротам, но посадка не начинается ни через 5, ни через 10 минут. Через четверть часа к воротам подбегает какой-то запыхавшийся экипаж и командир долго о чём-то уговаривает сотрудницу руководящую посадкой. Разговор на сербском, посему мы ничего не поняли. Наконец, их пропускают. В окно наблюдаю, как командир на улице с кем-то долго разговаривает по телефону. Потом с другим. Кончилось это тем, что к воротам подгоняют микроавтобус и их куда-то увозят. Минут ещё через 10 посадка таки началась. Нас загрузили в автобус и повезли на край аэропорта к самолёту. Прошлый век! Но это мелочи. 
Через минуту мы испытали настоящий шок, когда у трапа самолёта нас встречал... тот самый экипаж! Ни хрена себе предполётная подготовочка! Они хоть отдышаться успели? Начинаю лихорадочно вспоминать все известные мне православные, а заодно и католические молитвы. Как назло, в голову лезут только старые пожелания лётчикам: чтобы в полётах посадок и взлётов было равное количество раз. Для сравнения: на Турецких авиалиниях вышколенный экипаж прибывает на борт задолго до начала посадки и успевшие навести макияж стюардессы приветливо вас встречают, не утирая пот со лба. 
Соответственно и курс молодого бойца инструктаж пассажиров проходил у турков полноценные 15 минут, сербы управились за 1 минуту. В прочим, зачем он здесь вообще? Я на 80% уверен, что в сербском самолёте в случае разгерметизации тебе не вывалится сверху кислородная маска, а под сиденьем давно нет никакого спасательного жилета.
Сами борты у сербов очень старые, пластиковые детали внутри самолёта скрипят, некоторые даже отваливаются. Мониторов нет от слова совсем, даже одного общего в начале салона, не говоря уже про индивидуальные. На самолётах Турецких авиалиний, как вы уже поняли, всё с точностью до наоборот. 
На борту сербы всё-таки кормят, но немножко хуже, чем в тюрьме: пакетик кукурузных чипсов и бутылочка воды. В тюрьме хотя бы макароны на ужин дают. (1) Правда, есть платный вариант: стюардессы периодически провозят тележку с которой можно втридорога купить чай, кофе, бутерброды и даже вина. Но на этом даже платный ассортимент заканчивается. Турки же кормят полноценным обедом: вторые блюда, салаты, булочки, восточные десерты, вино/чай/кофе. Всё весьма вкусно. 
Объявления на борту: сербский вариант английского ничем не отличается от собственно сербского языка. На маршруте Москва - Белград я смог разобрать только отдельные слова этого серглийского языка, так и не поняв ни одной фразы целиком. На борту Белград - Цюрих, справедливости ради, объявления давались уже на настоящем английском, хотя экипаж тоже сербский. Плюсом на втором борту появился немецкий, зато на сербском не дублировали совсем. Жаль, мы к нему уже начали привыкать... И здесь туркам плюс: по английски они говорят лучше сербов. Но есть и небольшой минус: когда заговорят на своём тарабарском, совершенно не возможно что-либо понять. У сербов язык близок к старославянскому, кое-что разобрать можно, если не быстро говорят. Добрый вечер — До́бро вэ́че, Прощай — Збо́гом, Да — Да, Нет — Не, Спасибо — Хва́ла, Большое спасибо — Хва́ла ле́по, Благодарю вас — Захва́льюем вам, Пожалуйста (просьба) — Мо́лим. 

В Цюрихе очередь на паспортный контроль огромная, как в мавзолей. Один за другим приземлились сразу 3 рейса из транзитных стран: Эмираты, Турция, Сербия. Наш рейс был последним. Простояли почти час. За это время ни один человек больше не подошёл в очередь, то есть через час мы были в зале практически одни. А в это время дочь с зятем нас с нетерпением ждали. Весь поток пассажиров на контроле разделён на две части: Швейцария плюс страны Шенгена/все остальные. Швейцарцы с Евросоюзом проходят упрощённый погранконтроль через 2 отдельные будки плюс можно просто пройти по отпечатку пальцев через автоматические турникеты, их штук 5. Соответственно, очередей нет. Нам же остались 3 будки ППК (пункта пограничного контроля) на 3 полноценных, загруженных под завязку, борта. На что я противник российской пропаганды, но здесь был сам готов подкинуть нашим СМИ материал для обсуждения вопроса дискриминации по географическому признаку страны проживания. Я на хрена тогда пальчики катал в посольстве при получении визы, если не могу по ним пройти через автоматический турникет? 
Но в конце концов процедура закончилась. На этот раз меня даже не спросил пограничник: "Надолго к нам?" После волнительной встречи с Машей и Фредом загрузились в дочкину машину и нас повезли к сватам в Амден. Несмотря на такую задержку в аэропорту, Франк и Элизабет все-равно нас ждали на улице. Время позднее, но от зелёного супа и пива мы отказаться не смогли. Франк уверяет, что он дважды доктор наук, но я думаю, немного лукавит. Убеждён, что он не дважды, а трижды доктор наук, про науку кулинарную профессор всё время забывает упомянуть.


(1) Отсылка к советской культовой кинокомедии "Джентльмены удачи". Четверо уголовников сбегают из тюрьмы и, дав зарок больше не воровать, изрядно голодают на свободе. В такой момент один из героев, сожалея о побеге, произносит фразу: "А в тюрьме сейчас ужин..." И добавляет мечтательно, на распев: "Макароны!"  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...