«Париж на три часа» — исторический роман советского писателя Валентина Пикуля. Действие романа разворачивается в Париже, в 1812 году. В то время как Наполеон и остатки его «Великой армии», покинув Москву, медленно отступают обратно на запад, к границам России, в Париже происходит невероятное событие. Генерал Клод Франсуа Мале при поддержке офицеров, приверженцев Французской Республики, объявляет императора погибшим и на три часа захватывает власть в столице Империи.
Этот подцикл в рамках большого цикла "Рождество в Европе" я назвал: "Париж на часа" потому что здесь было так интересно, что день нам казался всего лишь часом. Кроме того, было субъективное ощущение, что мы не знакомимся с Парижем, а покоряем его. И через 3 дня (или 3 часа, как хотите) он будет лежать поверженный у наших ног.
Час первый: 4.01.23.
Ещё в поезде, мчащем в Париж, мы с женой договорились, что никуда не бежим, количество галочек нам не важно. Гуляем не спеша от одного намеченного объекта до другого, получаем удовольствие, вертим попутно головой, если что привлекло внимание, отвлекаемся, вплоть до корректировки маршрута. Основные объекты наметили заранее, не забыв просчитать расстояния между ними в шагах.
После континентального завтрака в отеле спустились в метро в 10 шагах от отеля. Здесь нашим планам потребовалась корректировка: на станции метро Берси очередина к автоматам по продаже билетов, окошечек с тётеньками нет.
Повёл жену моим вчерашним вечерним маршрутом к Сене, оттуда по набережной де Берси - в сторону центра. Первым незапланированным объектом на маршруте стал мост де Берси. Совершенно незаурядный объект.
На месте старого, подвесного железного моста 1832 года рождения в 1864 году построили каменный, состоящий из трех полос. По окончания строительства оказалось, что новый мост похож, как брат-близнец, на построенный одновременно с ним мост Луи-Филиппа. И конструкция, и материал, и декор на мостах были идентичны. В 1904 году мост Берси расширили на 5,5 метров и построили железнодорожный виадук для 6 линии метро. В итоге он стал неповторимым и узнаваемым, благодаря акведуку и шире старого, образца 1832 года, аж на 20 метров!
Очень изящный мост. Но вас ничего не смущает в конструкции моста? Взгляните ещё раз на верхний снимок, он крупнее. Ну и?
Правильно! Любой третьекурсник технического ВУЗа, изучающий Сопромат, вам скажет, что такие пологие длинные арки из камня, имеющие в вершине не более метра толщины, непременно обрушатся под весом даже одиночного пешехода, если до того не обрушатся под собственным. А ведь по нему ещё и автомобили ходят и не только легковые. Я молчу про вес второго этажа - римского каменного акведука с поездами метро, это последний гвоздь в крышку гроба такого моста. Так как же он не рушится?
Всё предельно просто: камень - декоративный, им всего лишь облицованы фасады... железобетонного моста. Да-да! Мост на самом деле железобетонный. Такая "обманка" применена не только здесь, при постройке многих мостов в Париже использован подобный приём. Но смотрится очень эффектно.
По этому мосту, соединяющему Лионский вокзал (его башня у меня за спиной, ближе я подойти не решился, ещё свежи воспоминания о его ароматах) с Аустерлицким вокзалом мы форсировали Сену. Обратите внимание на современное здание в правой части снимка над головой обгоняющей меня истинной парижанки, правнучки Констанции Буонасье. Это - отель "Гражданин". Цветная вставка очень оживляет унылую коробку. А мост интересен тем, что выполнен в форме крыла самолёта. В отличие от своих многочисленных собратьев, этот мост является одним из наиболее мощных. Его конструкции способны выдержать огромные перегрузки. К примеру, максимальный вес, который выдерживает мост Шарля де Голля, составляет около 5 тысяч тонн! Так что не случайно мы выбрали его для пересечения Сены.
Железнодорожный вокзал Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) находится в 13 округе французской столицы. Именно отсюда поезда уходят в направлении Тулузы и Бордо, а кроме этого отправляются в соседние Португалию и Испанию. Является наименее используемым среди 6 основных парижских вокзалов. В среднем за год через этот вокзал проходит около 31 млн. человек. А максимальный поток пассажиров на Северном вокзале Парижа - 190 млн. душ. Для сравнения: пальму первенства среди московских вокзалов по пассажиропотоку прочно удерживает Казанский вокзал. Сколько пассажиров, как думаете? Всего 13 млн... И мы ещё жалуемся на суету и многолюдность площади 3-х вокзалов.
Первое
здание вокзала было построено в 1840-м году, однако в таком виде оно
просуществовало недолго. Было произведено расширение. Спустя 20 лет по проекту
известного французского архитектора П.Л. Рено была сделана реконструкция
Вокзала Аустерлиц. Согласно
проекту Рено были построены: административный офис, фасад которого выполнен в
стиле Бель Эпок, зал ожидания для пассажиров, буфет.
В стиле Бель Эпок выполнена и крытая галерея перед входом в зал ожидания. Очень изящна ажурная конструкция. Ажур, Тужюр, Ля мур. Я сам не заметил, как начал вставлять французские словечки.
Национальный ботанический сад Франции — один из наиболее старых в Европе, разбит в XVII веке на земле, которая использовалась для массовых захоронений во время чумы.
и музей естественной истории.
Ботанический сад, пусть даже один из старейших в Европе, довольно унылое зрелище зимой, к тому же в пасмурную погоду. Поэтому двигаемся дальше.
Прохожу вдоль наглухо задраенных лотков. Летом, весной и осенью тут идёт оживлённая торговля, но этим нас не удивить, всяких ярмарок навидались. Гораздо реже можно наблюдать вот такое запустение, свойственное зиме. Всё-таки мерзляки они, эти французы. И эти люди в 1812 году надеялись покорить Россию!? Хлипаки и мечтатели. В России в 30-градусный мороз ядрёные краснощёкие бабы бойко торгуют блинами.
В
1928 году тут был возведён нынешний мост. Перед архитекторами братьями Пьером и
Луи Гуидетти стояла сложная задача: вписать конструкцию в уникальный пейзаж,
учитывая, что этот отрезок Сены – один из самых сложных в Париже для
судоходства. Братья стремились подчеркнуть асимметрию реки, для чего на левом
пирсе построили монументального вида пилон в 14 метров высотой. На вершине
пилона – статуя св. Женевьевы работы известного скульптора Поля Ландовски
(именно он создал статую Христа в Рио-де-Жанейро). Св.
Женевьева смотрит с моста де ла Турнель вдаль, материнским жестом оберегая
ребёнка, стоящего у её ног. Этот ребёнок – Париж.
В 451 году, когда городу угрожал вторгшийся в Европу Аттила, молодая безупречная христианка Женевьева предсказала, что Париж будет спасён. Сограждане ей не поверили и даже хотели убить, но Аттила действительно ушёл от Парижа. Позже, когда город пять лет был под осадой Хлодвига, Женевьева организовала доставку продовольствия для голодающего народа – привела караван из одиннадцати судов со съестными припасами.
Но не только при жизни она защищала город. В 885 году 700 драккаров норманнов поднялись по Сене, чтобы разграбить город. Помня, как Женевьева спасла город от нашествия хуннов в V веке, рака с ее мощами была поставлена на стрелке острова. После десяти месяцев осады викингам надоело и они ушли грабить другие земли, город был спасен. Граф Ёд, защищавший Париж, был избран на царствие и впоследствии от него пошла династия Капетингов.
Мост де ла Турнель появляется в романе Дюма «Три мушкетёра» в забавном эпизоде. На этом мосту Портос увидел Планше, который плевал в воду и наблюдал за расходящимися кругами. Портос решил, что это чрезвычайно интеллектуальное занятие говорит о склонности к созерцанию и рассудительности, и предложил Планше в качестве слуги д’Артаньяну.
Что ж, с моста де ла Турнель есть что созерцать. Планше мог не только плевать в воду, но и любоваться прекрасным видом восточной стрелки острова Сите и собором Нотр-Дам-де-Пари.
За моей спиной - остров Сент Луи. Говорят, первый деревянный мост к нему был построен здесь еще в 1370 году. Однако этот мост, который в то время назывался Fust de l’Ile Notre-Dame, в конечном итоге был смыт рекой. Как и несколько последующих деревянных. Такое название первого моста связано с прежним названием острова - Нотр-Дам, так как он принадлежал именно этому собору. Остров в 14 веке был ещё не заселён и использовался для выпаса скота.
Однако, к 17 веку, когда строился первый каменный мост, остров уже был плотно заселён. Мало того, со времён Филиппа-Августа он был ещё и обнесён крепостной стеной. В месте строительства моста крепостная стена подходила вплотную к воде и здесь стояла сторожевая башня Турнель, через которую, собственно, и осуществлялся проход с моста на остров. Отсюда и название первого каменного моста. Нынешний мост унаследовал это имя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий