понедельник, 27 марта 2023 г.

Рождество в Европе. Часть 17/2. Париж на 3 часа. Старейшие церкви Парижа.

 

4.01.23. Набережная де ла Турнель, по мере приближения к сердцу Парижа - острову Сите плавно превращается в элегантные шорты в набережную де Монтебелло. Отсюда удобно наблюдать за восстановлением собора Нотр-Дам. 


Как видите, работы ведутся масштабно и это вселяет надежду, что вскоре можно будет не только наблюдать легендарный собор в полной красе, но и посетить его.


Рядом с алтарной частью собора, на территории сквера Иоанна XXIII, появились сборные панельные дома для размещения строителей.


Всего числом 2, насколько мы успели заметить. Очень быстро собираются и разбираются. Весьма удобно и комфортно, это вам не в вагончиках ютиться. И до работы близко. Оптимальная организация труда, отдыха и логистики. Только немного обидно за державу: в таком временном жилье мечтали бы жить постоянно многие мои соотечественники. Я не о расположении дома, а о комфорте.


Территория обнесена забором, чтобы пьяные гастробайтеры не рухнули с высокой набережной в Сену.



Но оставим Нотр-Дам-де Пари на десерт. Проходим мимо и углубляемся в Латинский квартал. Сегодня он - основное блюдо. Пересекаем улицу Лагранж 


и оказываемся в зелёном оазисе. Сквер Вивиани разбит в 1928 году на месте приходского кладбища эпохи Меровингов. В центре сквера находится фонтан Сен-Жюльен-ле-Повр, построенный в 1995 году. На создание его скульптурной композиции Ж. Жакло вдохновил сюжет легенды о святом Юлиане. Согласно древнему тексту во время охоты к нему в образе странника явился сатана и сообщил об измене жены. Ослеплённый яростью Юлиан возвращается домой и, увидев в спальне силуэты мужчины и женщины, убивает их. К своему отчаянию он скоро узнаёт, что это были приехавшие навестить его отец и мать. Дабы искупить свой грех, он раздал свои деньги неимущим, поселился рядом с рекой и стал помогать паломникам и всем, кто переправлялся через реку. Он давал приют путешественникам и лечил больных. Однажды к нему под видом прокажённого явился сам Иисус Христос и тогда, за помощь, оказанную больному, Юлиан добился искупления своего греха. С тех пор Юлиан Бедный ("Ле Повр" переводится "бедный") считается покровителем странников и паромщиков. Символом этого святого служил олень. 
Вокруг фонтана остатки Новогодних украшений - маленькие ёлочки, нещадно срубленные в своём еловом розовом детстве. В качестве подставки в Париже используются поленья из свежесрубленных деревьев, и не только в этом сквере. А где "зелёные", почему молчат?

В сквере до сих пор растёт самое старое дерево французской столицы. Это Робиния ложноакациевая, посаженная ботаником Ж. Робеном в 1601 году. Обхват её ствола составляет около 3,5 м. Высота старого дерева всего около 11 м, так как оно утратило верхушку своей кроны во время Первой мировой войны. Нижние могучие ветви Робинии поддерживаются специально для этого установленными бетонными тумбами. Встречал я в своей жизни деревья и потолще и постарше, к тому же "на своих ногах", без бетонных "костылей". Но всё-равно, перед таким почтенным долгожителем снимаю шляпу.


Пройдя по диагонали через сквер, мы срезаем угол и подходим ко второй, после моста Турнель, заранее намеченной точке нашего сегодняшнего маршрута - церкви Сен-Жюльен-ле Повр, одной из старейших церквей Парижа. Через дорогу от церкви замечаем старинные ворота с красивым барельефом на фронтоне. Интересен и крохотный домик слева от них. Любопытно, кто в нём живёт уже несколько веков: хоббиты или гномы?


Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр - совершенно особая церковь. Когда-то, в 6 веке на ее месте стояла меровингская часовня, сегодняшнее здание относится к 12 веку. Когда Нотр-Дам ещё начинал строиться, эта церковь уже функционировала. Ощущение глубокой старины поддерживается фрагментами плит римской дороги у стен церкви и древним колодцем XII века (справа, обнесён решёткой). Церковь в своей основе - типично романская по внешнему облику, но с чертами готики во внутреннем убранстве. Какой-то целостности во внешнем облике церкви я не заметил, руины поздних пристроек неуклюже заслоняют часть фасада. 

Когда мы пытались войти в церковь, нас остановил мужчина средних лет, как потом выяснилось, выходец из Чехии. Сначала на французском, затем на английском, в конце на прекрасном русском он предложил билеты на вечерний концерт в церкви. Туда же зазывали афиши, обильно развешенные на церковной ограде и просто стоящие на земле, точнее на римских плитах. На фото видно, сколько их, не плит, конечно же. Заманчиво в великолепной акустике послушать музыку Сен-Санса, Шуберта, Вивальди, но не хотелось себя связывать обязательством приходить в определенное время в определенное место. Мы тогда ещё не знали, сколько до вечера освоим must see и к какому часу устанем.


Зайдя в церковь, мы ахнули. Снаружи Сен-Жюльен-ле-Повр кажется очень маленькой и приземистой, оказавшись внутри понимаешь, насколько обманчиво это внешнее впечатление. Но дело далеко не только в этом.


Снаружи церковь - романская, внутри - готика. Контраст ошеломляет и заставляет усомниться, в ту ли церковь ты зашёл. 

Но самое главное - православный иконостас, лампады и запах елея. Сразу церковь показалась уютной и родной. И это ощущение уюта и умиротворения не покидало нас не только во время пребывания в храме, но и весь оставшийся день на улицах Парижа. Вот это заряд! Но откуда здесь православный храм?! Русские эмигранты в центре Парижа?
 

Масла в огонь ностальгии по России добавили знакомые с детства православные Владимирская и Казанская иконы  Богоматери.



Объяснение присутствия икон и прочих атрибутов православной веры  нашёл немного позднее а интернете. Оказалось, что с 1889 года эта церковь принадлежит мелькитской греко-католической общине Парижа. Их вера обязывает максимально близко к исконным, Византийским образцам, проводить обряды. Православная вера  тоже ориентируется на Византийские обряды предков, эти веры - две единоутробные сестры, дочери одной матери, отсюда и сходство интерьеров. А ведь когда-то христианская религия была вообще единой…

Интересный факт: мелькиты  даже богослужения проводят на греческом языке, тут они в приближении к оригиналу православных таки переплюнули.


Деревянный резной иконостас создан дамасским мастером в 17 веке, очень красивый. 

Продолжительное время с XIII в. аббатство было одним из центров интеллектуальной жизни Парижа, в которой активное участие принимали студенты факультета богословия и искусств недавно открывшегося Парижского университета. Под сводами церкви Сен-Жульен-ле-Повр встречались студенты и лекторы, среди известных людей стоит отметить поэта Франсуа Вийона и писателя Франсуа Рабле, Абеляра и де Шампо. С церковной кафедры вёл проповеди Фома Аквинский. Таким образом, со временем церковь приобретает особое значение (прежде всего для студентов) и становится одним из центров университетской жизни, богословских споров и диалектики. Рабле, к слову, увековечил в своих романах пародийные описания трудов, которые приводили студента к докторской степени. В религиозной жизни храма деятельное участие принимал Фома Аквинский, а на мессах присутствовал бывавший в Париже Данте Алигъери. 

Студенческим штудиям в храме пришел конец после того как в 1524 году они, недовольные итогами выборов ректора университета, учинили в церкви сокрушительный погром. Руины мы видели слева от входа...  


Шутка насчёт руин. Но в каждой шутке есть доля правды. Дело в том, что после погрома церковь лет 20 была в запустении и по этой причине В середине XVI века её частично перестроили и отдали в распоряжение близлежащей больнице и богадельне. Именно тогда аляповатыми пристройками, руины которых мы видели, испортили фасад церкви, а перестроенная церковь, утратив свой интеллектуальный блеск, стала местом утешения больных и обездоленных. Но потом выгнали и их. Великая Французская революция нанесла сокрушительный удар по старинной церкви. Все богослужения были прекращены, а под её крышей разместился соляной склад.   Возвращение храма верующим греко-католического вероисповедания состоялось только в 1889 году, когда она была передана мелькитской общине Парижа.  

Но история не любит однозначности. Поэты и прозаики со студентами привели церковь в запустение в начале XVI века, благодаря им же она и возродилась в начале века ХХ. 
Мелькиты с 1889 года не сильно преуспели в деле восстановления церкви и в начале ХХ века она продолжала находиться в плачевном состоянии. 

Благоприятный поворот в истории храма связан с неожиданным интересом к нему со стороны дадаистов, избравших прилегающий к нему сквер своим любимым местом встреч. Среди руин аббатства и запущенного садика у стен храма А. Бретон, П. Элюар, Л. Арагон, Ф. Пикабиа проводили свои шокирующие обывателей творческие вечера. В 1924 году комиссар Старого Парижа на заседании муниципалитета потребовал привести в порядок сквер около церкви Сен-Жульен-ле-Повр и обратить больше внимание на безусловно заслуживающий этого памятник истории и культуры. Вот тогда уродливые пристройки к церкви снесли, окружив её фасад живописными руинами, а церковь отремонтировали.


Традиционно обращаем внимание на Рождественские и Новогодние украшения. Неплохо подготовились.





Новогодняя тема продолжается на улице. Бросаем прощальный взгляд на церковь Сен-Жульен-ле-Повр и в кадр попадают нарядные ёлочки. 



До следующей достопримечательности на нашем пути - церкви Сен-Северен всего пол-квартала пройти, 100 метров, но даже на таком коротком пути встречаем интересные домики. И как эти изящные магазинчики освежают соседние здания, прикрывая их безликие глухие торцы! Без них было бы ощущение, что я в Питере.


Подходим к церкви Сен-Северен с алтарной стороны. Отсюда можно хорошо рассмотреть пинакли и контрфорсы, свойственные готической архитектуре. А также соотношение длины и ширины собора, которое не в пользу длины, что готике не свойственно.


Горгульи - тоже признак готики. К сожалению, близлежащие здания очень плотно жмутся к собору, что значительно ограничивает угол съёмки. Во время съёмки я чуть не выдавил спиной окно дома на противоположной стороне улицы Сен-Севрен и всё-равно получилось снять только детали.

С главного входа съёмка всего фасада тоже затруднена, получается только сбоку. Зато отсюда видна общая концепция здания и ещё не заходя в церковь становится понятно, что перед нами - образец "пламенеющей" поздней готики. Отличия пламенеющей готики прежде всего в деталях. Как ни странно, церковь не стремится вверх, как другие продолговатые, утончённые готические храмы. Сен-Северин — это довольно приземистое строение, позднеготический стиль которого проявляется в плавных, гармоничных линиях и «языках пламени», которые видны в некоторых орнаментах, 



а также в полурозетке над главным порталом. Полурозетка  украшена лепестками, напоминающими языки пламени.  

В путеводителях церковь Сен-Северен названа самой старой церковью Парижа. Но у меня есть серьёзные сомнения на этот счёт. Давайте разбираться. История достопримечательности восходит к VI веку, когда на этом месте стояла хижина отшельника святого Северина. Дела, которыми он прославился, не относятся к чему-то сверхчеловеческому, напротив, это был подвиг духа. Под влиянием смиренной и благочестивой жизни отшельника Хлодоальд, внук короля Хлодвига I, выбрал путь служения христианскому Богу и стал монахом. Позднее Хлодоальда признали святым и в православии, и в католицизме. Таким образом, имя Северина попало в анналы истории, а на месте его хижины благодарные верующие воздвигли молельню. В середине X века норманны её разрушили.

 В XI веке здесь появилась капелла в романском стиле. Париж рос, появился Университет и Латинский квартал, и прихожанам стало не хватать места для молитвы. Церковь должна была не только выполнять своё непосредственное назначение, но и стать культурным центром квартала, где можно было бы проводить заседания Генеральной ассамблеи университета.

Поэтому в XIII веке на месте романской часовни начали строительство готического храма с широкими окнами и витражами, который по совместительству стал местом заседания Генеральной ассамблеи университета. Пожар в 1448 году, во время Столетней войны, сильно повредил церковь. После Столетней войны церковь увеличивают в два раза, а в XVI и XVII веках продолжают расширять и она принимает современный, пятинефный вид. Кроме того, тогда же добавлены хоры и капеллы. Причем спонсором строительства мраморных хоров стала Великая Мадемуазель, кузина Людовика XIV. 

 Таким образом, Сен-Северен в современном виде была построена в 15-17 веках. Для сравнения: находящаяся в 100 метрах отсюда церковь Сен-Жульен-ле-Повр относится к 12 веку, то есть построена на 300-500 лет раньше. Даже Нотр-Дам-де-Пари старше Сен-Северена, он строился с 1163 по 1345 гг. Но если брать за основание XIII век (ведь не всё сгорело в Столетнюю войну) и не учитывать кардинальные изменения 15-17 веков,  то Нотр-Дам эта церковь обойдёт, а Сен-Жульен-ле-Повр всё-равно малость постарше будет. 

Так что сказки насчёт самой старой церкви Парижа уберите из путеводителей. Туристы сами разберутся, стоит посмотреть эту церковь без прибавления возраста или нет. 



Я считаю, что стоит. Во-первых, церковь Сен-Северен - ярчайший представитель стиля "пламенеющей" готики, мы её ещё рассмотрим изнутри. 

Во-вторых, колокольня и западные порталы сохранились с XIII века. И колокол на колокольне Сен-Северин - самый старый колокол Парижа, известно, что он отлит в 1412 году.


Забавная деталь: вход на колокольню из собора - по мосткам, проложенным по контрфорсу, нигде такого не видел. Похоже, к элементам готики примешались элементы модернизации от звонаря.


В третьих, вокруг церкви немало преданий и суеверий. Когда-то сюда приходили путешественники перед отъездом из Парижа. Если обойти вокруг витой колонны храма, то путешествие будет удачным. Для этого же надо было приложить подкову к барельефу Святого Мартина Турского, покровителя путешественников, который расположен на портале у другого входа в церковь. Особо ретивые прижигали раскаленным ключом от храма копыта своих лошадей.

Ещё одна легенда связана со статуей Святого Антуана, молитвенное обращение к святому будто бы помогает найти утерянные вещи. Для меня, например, это актуально: постоянно что-то теряю. 

Кстати, пока мы у главного портала собора, дам ещё информацию: в 1837 году главный портал церкви был заменен. С острова Сите перенесли и собрали заново фасад церкви Сен-Пьер-о-Беф.


Заходим в собор и ... Вот она, «пламенеющая готика»: стрельчатые окна, ребристые своды, знаменитый «пальмовый лес» за алтарем, состоящий из 10 колонн в виде витых пальмовых стволов, увенчанных раскидистыми ветвями.



В боковых нефах, кстати, тоже "лес".

На следующем фото лес из готических колонн прореживают экземпляры романского стиля (в центре снимка). Их всего несколько на весь храм, что указывает на их прежнюю принадлежность к маленькой романской часовне 11 века. Но это ни чуть не поколебало мою убеждённость в датировании храма 13 веком. Многие христианские храмы были построены из материалов, оставшихся от разрушенных языческих римских храмов, но их же не датируют римской эпохой. Если ты построил новый дом и при этом использовал крепкие двери от старого дома, дом не перестал быть от этого новым. 





В четвёртых, церковь уникальна тем, что здесь проходили средневековые конкурсы, только не красоты, а добродетели! Пять самых скромных, милых и усердных в молитвах юных девиц прихода получали награду, а их антиподы, выставлялись в клетках на всеобщее обозрение. О времена, о нравы! И все это, кстати, под звуки органа. Известно, что он был в церкви уже с 1521 года. Сейчас в церкви Сан-Северин можно увидеть орган 1745 года постройки, его авторы шведский плотник Francois Dupre и скульптор J. Francois Pichon.




Мы сначала не поняли, почему исповедальня отгорожена бордюром (кстати, тоже французское слово), да ещё и с предупреждением "Не снимать!" Присмотревшись, догадались, что на стенах - фрески со сценами "Страшного суда 13 века. А старинной исповедальней просто закрыли пустоту белой стены, на которой фрагменты фрески не сохранились.


В Сен-Северен сохранились замечательные витражи эпохи Средневековья, это в-пятых. На трёх пролетах второго этажа расположены витражи, созданные в конце XIV века и иллюстрирующие жизнь апостолов. На следующих пролётах витражи относятся к XV веку и изображают эпизоды и подвижничество мучеников. Неф и апсида украшены витражами XIX века, но в апсиде на втором уровне также есть и XV век — витражи с темой Христа, Богородицы, святых и апостолов.






Некоторые ценители приходят сюда посмотреть витражи XIX века авторства Эмиля Хирша (Emile Hirsch, 1832-1904). 

Традиционно осматриваем Рождественский уголок, на этот раз на фоне фресок 13 века.

Напоследок заглядываем во двор собора, закрытый для мирян. Двор оказался неожиданно большим, с крытыми галереями для уединённых прогулок.



Продолжение следует.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...