4.01.2023г. Продолжаем прогулку по Латинскому кварталу. Это — старинный район Парижа, расположенный в центре города на левом берегу Сены вокруг известнейшего университета Сорбонна. Квартал получил своё название из-за того, что в Сорбонне преподавали латинский язык и в окрестностях жило много студентов, умеющих разговаривать на нём.
Особняк Клюни находится в квартале от церкви Сен-Северен. По дороге видим простенькую вывеску. Сразу вспомнился самый трудолюбивый из 3-х хряков - Наф-Наф из английской народной сказки "Three Little Pigs" (Три поросёнка), которую мне мама в детстве читала. Автором сказки "Три поросёнка" в советском издании значился Сергей Михалков, который перевёл это произведение в 1936 году, "позабыв" указать, что он всего лишь переводчик. Хотя отличие от оригинала в этом переводе всё-же есть. Английские красивые имена поросят Перси, Питер и Патрик были заменены на более близкие русскому уху, по мнению Михалкова: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ну-Ну!Отрадно видеть, что современные французы знакомы с советским переводом английской сказки. Если это не совпадение. А вообще, при переводе смысл оригинала был извращён. Это очень интересно, поэтому я изложил всё в постскриптуме.
Термы Клюни обнесли металлической сеткой, чтобы на халяву не фоткали, но для настоящих папарацци это не преграда, там всё видно и без билета в музей. Термы Клюни — руины некогда шикарного банного комплекса галло-римских терм. Они были абсолютно бесплатны для посещения и пользовались большой популярностью. Вот тут непонятка: если в 3 веке можно было бесплатно париться, то почему в веке 21 нельзя бесплатно всего лишь посмотреть?
Термы были разрушены студентами Сорбонского университета (слава Богу, хоть здесь - не они) в 4-м веке племенами варваров. Но кое-что ещё сохранилось.
С противоположной от терм стороны комплекса - особняк Клюни. Клюни - это не имя, а название аббатства. После
сожжения терм варварами, руины долгое время были необитаемы, однако их
прочность была такова, что в середине XIV века (спустя более тысячи лет), они
послужили основанием для постройки резиденции аббата самого богатого монастыря
Франции — Клюни (аббатство находилось на расстоянии в 400 км от Парижа). В
конце XV века резиденцию, за которой закрепилось название "особняк Клюни",
расширили и перестроили в духе поздней, «пламенеющей» готики.
После смерти Людовика XII здесь недолго проживала его вдова Мария Тюдор, позже — будущий кардинал Мазарини. В 1833 году коллекционер Александр дю Соммера разместил в особняке личное собрание редкостей Средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1843 году здание вместе со всей экспозицией выкупило государство, чтобы на её основе открыть музей Клюни.
Площадь
была первоначально создана в 1900 году и 100 лет спустя реконструирована в
средневековом стиле, с соответствующим подбором растений и цветов. Скверик совсем небольшой, ещё один оазис в центре Парижа, но здесь как-то по-особенному уютно.
В
1934 году, в сквере, в непосредственной близости от университета Сорбонны
был установлен памятник Мишелю де Монтеню (1533-1592), государственному деятелю
и одному из самых влиятельных писателей Возрождения. Его произведение
"Опыты" создало новую литературную форму, жанр эссе.
Это, наверное, самое посещаемое место в сквере. Монтень сидит, улыбаясь и закинув ногу на ногу. Считается, что если подержаться за его правую туфлю, и произнести при этом "Салют, Монтень!", желание исполнится. Слово "салют" во французском, немецком и русском языках звучит одинаково, в русский пришло из немецкого. Так что не копайтесь в словарях, смело произносите эту фразу по-русски, Монтень вас поймёт. Студенты Сорбонны просят его в основном об одном: "Старина Монтень, помоги сдать экзамен". Все студенты одинаковы, надеются не на знания, а на чудо. Сам таким был, но чужие туфли не чистил... Обратите внимание, как отполирована туфля на ноге Монтеня.
Последней поселилась в сквере вот эта римская волчица. Её установили здесь в 1962 году. Это копия "капитолийской" волчицы служит напоминанием о том, что Париж и Рим города-побратимы с 1956 года.
Отворачиваюсь от Монтеня (на снимке слева внизу попала часть постамента) и вот она - Альма Матер! К сожалению, не моя... Сорбонна — один из старейших университетов Европы и мира. Учиться здесь не просто престижно. Сорбонна – это настоящий эталон, привлекающий тысячи студентов и преподавателей.
Согласно
историческим хроникам, история Сорбонны начинается в начале 13 в., когда был
создан Университет Парижа. Университет составили нескольких церковных школ,
работавших при монастырях и соборах на левом берегу Сены. В середине 13 в.
священник Робер де Сорбонна, который служил личным духовником короля Франции
Людовика IX, обратился к монарху с удивительной для того времени просьбой. Он
хотел, чтобы для представителей беднейших слоев населения был создан колледж
богословия, который был бы частью Университета. Колледж за несколько лет стал
известен во всей Европе, а имя богослова стало нарицательным. В XVI веке
учебное заведение стало именоваться в честь своего основателя — Коллеж
Сорбонна, а в XVII веке это название закрепилось за всем Парижским
университетом.
Несмотря на средневековое происхождение заведения, сохранившиеся здания университета относятся к более поздним периодам. Историков искусства этот факт не особенно расстраивает, поскольку до XVII века под учебные корпуса использовали обычные строения, нисколько не заботясь об их архитектурных достоинствах. Поворотным моментом в облике комплекса стало строительство каменной часовни Святой Урсулы, ставшей центром теологического факультета. Строительство было инициировано кардиналом Ришелье, который учился в старых зданиях и не понаслышке знал об их аварийном состоянии. Кстати, в часовне находится и усыпальница Ришелье. Но к часовне трудно подобраться: она находится внутри периметра университетских зданий, а у каждого входа в Сорбонну стоит многочисленная охрана.
В
мае 1968 года по всей Франции и некоторым странам Европы прокатилась волна
студенческих беспорядков, после чего Сорбонна была реорганизована и разбита на
13 независимых университетов. Сегодня Université de Paris — бренд, собирательное
название для всех этих вузов, расположенных в самых разных районах города и в пригороде,
однако сам Парижский университет после этих событий прекратил свое
существование.
Выросшая
во Флоренции, одном из центров итальянского Возрождения, Мария и в диковатом
для нее Париже стремилась к прекрасному. Когда же она стала полноправной
распорядительницей государственной казны, велела не только реконструировать
замок за городской чертой, но и обустроить вокруг него сад. А чтобы деревья не
зачахли, приказала провести к нему акведук. Строители, вдохновляясь любимым
королевой флорентийским палаццо Питти и её личными пожеланиями, за какие-то
полтора десятилетия закончили дворец. Надо сказать, что появился он на месте
усадьбы к тому времени давно оставившего мир герцога Пине из рода Люксембургов.
Если бы имя рода герцога не перешло дворцу и саду, вряд ли сейчас хоть кто-то
вспоминал о его светлости.
Люксембургский сад доныне сохранил многое из того, что было задумано и сделано еще в начале XVII века. Например, пандус с террасами вокруг большого фонтана, создающий ощущение, будто ты переходишь из одного измерения сада в другое.
Неугомонная
в своих культурных и политических желаниях Мария заказала для нового дворца не
кому-нибудь, а самому Питеру Паулю Рубенсу 21 полотно со сценами из своей
собственной жизни и три портрета сверх того. Сейчас они хранятся в Лувре.
Но
недолго наслаждалась вдовствующая королева садом и дворцом: вскоре после
окончания строительства ее сын Людовик XIII, устав терпеть интриги
матери, выслал ее из Парижа. Он к тому времени больше доверял другому
интригану – своему премьер-министру, кардиналу Ришелье. Больше десяти лет
скиталась французская королева-итальянка по европейским столицам, пока не
окончила дни в одиночестве в Кёльне – в доме своего любимого живописца Рубенса,
которого тогда уже два года как не было на этом свете.
До
самой Великой французской революции 1789 года Люксембургский дворец оставался
королевской резиденцией. В 1791-м его объявили Государственным дворцом, где тут
же расположились члены Директории – это, если кто забыл историю, революционное
правительство так называлось. После падения Наполеона, с 1815 года, во дворце
размещалась палата пэров, а с 1879 года и по настоящее время – сенат.
Вообразите себе – прямо здесь, в парковом дворце, заседают 348 сенаторов,
работу которых обеспечивают 2 тысячи сотрудников сената. И пока мы с женой
гуляем по дорожкам Люксембургского сада, сенаторы, поглядывая в окна дворца на
нас, решают судьбы Франции. А может быть, и мира!
В сам Люксембургский дворец нас, конечно, не пустили – даже французским депутатам не нравится, когда им мешают работать. Гуляем по саду, любуемся мраморными статуями знаменитых французских королев: от Марго – Маргариты Наваррской (между прочим, первой жены Генриха IV, с которой он развелся по причине ее бездетности), до Марии Медичи, его второй и, как вы уже знаете, последней жены.
Рядом под каштанами прячутся скульптуры Клотильды Бургундской, Маргариты Анжуйской, Анны Австрийской; Святой Женевьевы Парижской; возлюбленной Петрарки Лауры де Нов; герцогини Орлеанской Валентины Висконти; королевы Англии Марии Анжуйской (до 1876 года вместо неё стояла статуя Жанны д’Арк) и многих других.
… Нет здесь, правда, нашей Анны Ярославны (известной во
Франции как Агнесса Русская), жены короля Генриха I.
Зато
есть Мария Стюарт. Она, представьте, тоже была королевой Франции,
женой короля Франциска II, хотя и недолго – в 1559-1560 годах. А когда
болезненный супруг ее скончался, вернулась в Шотландию. Что было дальше, вы
знаете из пьесы Шиллера.
Гуляя
по Люксембургскому саду, Иосиф Бродский, словно зачарованный, останавливался у
статуи королевы-шотландки. И позже написал целый цикл стихотворений «Двадцать
сонетов к Марии Стюарт»:
Земной
свой путь пройдя до середины,
я,
заявившись в Люксембургский сад,
смотрю
на затвердевшие седины
мыслителей,
письменников; и взад-
вперед
гуляют дамы, господины…
И
ты, Мари, не покладая рук,
стоишь
в гирлянде каменных подруг –
французских
королев во время оно –
безмолвно,
с воробьем на голове.
Сад
выглядит, как помесь Пантеона
со
знаменитой «Завтрак на траве».
По странному совпадению я остановился именно возле шотландской королевы. О цикле сонетов Бродского я тогда не знал, прочитал уже позже, буквально вчера.
Мраморные
скульптуры установили не сразу. Они украсили зеленый парк лишь XIX
столетии. Но какая меткая фраза Иосифа Бродского:
Об этом мало кто знает, но в 1911-1912 годах в Люксембургском саду проходили встречи поэтессы Анны Ахматовой и малоизвестного в те времена художника Амедео Модильяни. Ещё раньше, в XVIII веке, на тенистых аллеях можно было увидеть Дени Дидро и Жана-Жака Руссо.
Несмотря на несколько масштабных реконструкций, Люксембургский сад сохранил черты итальянской легкости. Тем, кто гуляет по нему в наши дни, нетрудно представить, каким он был во времена Марии Медичи.
Из Люксембургского сада хорошо видна и башня Монпарнас. С неё, я полагаю, Люксембургский сад тоже виден.
Еще пара шагов, и мы выходим к одному из прекраснейших фонтанов мира – фонтану Медичи, построенному для всё той же Марии Медичи все тем же архитектором Саломоном де Броссом, который реконструировал Люксембургский дворец. После огромных открытых пространств сада, предназначенных для массовых светских прогулок, эта часть сада располагает к уединению.
Фонтан расположен в северо-восточном углу Люксембургского сада и окружен старыми платанами. Его построили в XVII веке, ещё при жизни французской королевы. Фронтальная часть фонтана представлена прудом, в водах которого обитают рыбы.
Воплощение архитектуры в стиле барокко привлекает своей красотой и необычной композицией.
В центральной нише видим прекрасную Галатею с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).
Из Люксембургского сада можно еще позволить себе небольшой поход по местам боевой славы д`Артаньяна и трех мушкетеров. Согласно роману Александра Дюма, все они жили совсем рядом: Арамис – на улице Вожирар между улицами Кассет и Сервандони, Портос (и, кстати, господин де Тревиль тоже) – на улице Вьё Коломбье (rue du Vieux Colombier – Старой Голубятни), Атос – на улице Феру (Férou). А сам д`Артаньян – на улице Сервандони. Правда, Дюма со свойственным ему юмором оставил ей в своем романе старое название – Могильщиков. Но данный квест в наши планы не входил, оставили на следующий приезд, когда с казаками вернёмся.
На дальнем плане доминантой смотрится Пантеон. Именно туда мы и направимся в следующем рассказе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий