понедельник, 12 ноября 2018 г.

Путешествие в горы Швейцарии. Виадуки Солис и Ландвассер, Церковь Св. Петра Мистайл. Визен-Давос.


День 14-й, 3 октября, среда. Путешествие в горы Швейцарии. Виадуки Солис и Ландвассер, Церковь Св. Петра Мистайл. Визен-Давос.

Дочка взяла выходной на несколько дней. Ура! Теперь все вместе путешествуем. Накануне после долгих поисков отелей в горах, жарких споров и трудного выбора между Австрийскими и Швейцарскими Альпами, забронировали отель в районе Давоса (Швейцария). Цены в дорогой Швейцарии и как нам раннее казалось, более дешёвом Тироле оказались примерно одинаковыми. А при прочих равных условиях Швейцарские Альпы покрасивее будут.
Выехали в обед, после недолгого шопинга на окраине Цюриха. Хотя там построен целый торговый город в городе, девочки на этот раз проявили характер, оказались шопоустойчивыми и не поддались всевозможным соблазнам и рекламным трюкам, которыми пытаются охмурить несознательных женщин монстры торговли и её двигателя - рекламы. В общем, в отпущенный им час они почти уложились, 15 минут не в счёт.
Путь от Цюриха до Давоса составляет 150 км и занимает нормально 2 часа. Но мы решили усложнить себе задачу, проехав другой дорогой, удлинив на 35 км себе маршрут, но заехать по пути ещё в несколько знаковых мест. Мы не свернули с Е-43 на Давос после Ландкворта, а продолжили по нему движение через Кур до Тусиса. Здесь мы ушли налево на Тиефенкастел. Уже чувствуется приближение Альп.

Примерно посередине между Тусисом и Тиефенкастелом находится первая точка интереса - виадук Солис в кантоне Граубюнден, Швейцария. Мы с женой в прошлом году тут были, как, в прочем, и на второй точке - виадуке Ландвассер, но хотелось показать дочке. Погода к тому же солнечная, полюбоваться красотами ещё раз не помешает.
 Solis виадук - самый высокий мост Раэтанской дороги, внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как, впрочем и сама Раэтанская дорога. Он имеет самые широкие пролеты - 42 м.



Создание такого широкопролетного моста в начале 20 в было очень сложной технической задачей. Разработанный инженером Ганс Studer, он был построен в 1902 году, для Rhaetian железной дороги, которая до сих пор владеет им и использует его сегодня. Имеет 89 метров (292 футов) в высоту, 164 метров (538 футов) в длину. Он состоит из основного пролета 42 метра (138 футов) в окружении 10 других пролетов, начиная от 8 метров (26 футов), до 10 метров (33 футов).


Виадук был задуман Хансом Студером как первый каменный арочный мост в Швейцарии, разработан в соответствии с теорией упругости. Выбор дизайна позволил использовать параболические арки, и, таким образом, очень тонкие формы строительства. Затраты на строительство за счёт этого были ограничены 125 000 швейцарских франков по цене 1902 года.

Путешественники, имевшие опыт поездок на Ледниковом экспрессе в один голос заявляют, что виадуки из окна не видно, их надо смотреть из-вне поезда. И принося в жертву виадуки, наслаждаются другими видами. А у нас есть возможность их осмотреть не спеша и со всех ракурсов.

 Следующий виадук по дороге на Давос - Ландвассер. Но прежде чем до него доехать жена приготовила мне сюрприз. Попросила остановить чуть не доезжая до Тифенкастела, прямо рядом с шоссе на грунтовой площадке. Далее - знак "движение запрещено". Оставив машину, прошли по дороге через лес.



Через 2 км мы вышли к настоящей жемчужине - церкви 8-го!!! века. Я даже представить не могу, какое паломничество было бы в России к такому древнему сооружению. У нас таких древних просто нет! Первые сохранившиеся церкви датируются гораздо позже. Да и Христианство пришло на Русь только в 888 г., т.е. в конце 9-го века. Считается, что Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 годами, и то не сохранилась. Киевская София - 1037 год, т.е. на 237 лет младше, была значительно перестроена при гетмане Мазепе, от первоначального вида ничего не осталось. Новгородские и Владимирские храмы - 11 - 13 века. Есть ещё церковь Иоанна Предтечи в теперь Российском городе Керчь, 8 век, но была дополнена пристройкой в 19 веке. Остаётся Архыз - там два храма первой четверти 10 века, и один (кафедральный) первой половины 10 века. Но в любом случае это на 1,5 века позже. А тут разлюбезная моя Катерина Матвеевна прогуглила, нашла координаты, и только когда проезжали мимо, сообщила о ней. Да я бы специально сюда приехал даже из Кирова, не говоря уже о Цюрихе!

Самое старое здание на территории России – это Церковь Иоанна Предтечи в городе Керчь. Оно стоит в самом центре города. Старая крестово-купольная часть относится к восьмому веку н. э. Позже, уже в девятнадцатом веке, церковь дополнили пристройкой.

Далее: https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-drevniye-sohranivshiesya-zdaniya-rossii.html
 

Эта церковь в муниципалитете Альвашайн – одно из самых старых сакральных сооружений в Швейцарии. Существующее здание было построено в 800-м году на фундаменте предыдущего здания. Древние фундаменты были найдены под северными стенами. Сохранившееся здание было частью женского каролингского монастыря, который был распущен в 1154 году епископом Видо. Монахини изгнаны. Имущество было пожертвовано монастырю Святого Лузи в Куре. От других построек монастыря не осталось следов. Это место по-прежнему несет римское имя «Mistail». Романское название «Mistail» происходит от латинского «монастыря» и означает монастырь. Три уцелевшие апсиды церкви характерны для эпохи Каролингов. Это единственная трёхапсидная церковь Швейцарии.

Мы спускаемся к церкви, перед церковью - лужайка, на ней стоит авто. Ничего не напоминает?

Совершенно верно, изделие нашего отечественного автопрома. Это первое отечественное авто, встреченное мной за 5 последних лет путешествий по Европе. Ещё в 3-хдверном исполнении. Я такую тестдрайвил в 90-х, когда ещё не помышлял о заграницах. Откуда она здесь?

Спускаемся к другому краю поляны.

К церкви не подойти иначе как через частное владение, густо населённое гусями, утками и другой живностью. 

Хмурая хозяйка в ответ на наше "Грицци" что-то недовольно буркнула себе под нос (я перевёл с ретророманского как "ходют тут всякие") и продолжила кормление домашних птиц. Наверное и за церковью она присматривает.

Мы бочком пробрались к церкви. У южной стены собора в пристрое хранятся человеческие черепа и кости.

В отличие от костехранилища в Гальштатте (Австрия) на черепах нет дат жизни и имён хозяев. И если там места для могил действительно нет, поэтому хоронят в земле на 10 лет, а потом выкапывают, подписывают, то здесь земли мне показалось предостаточно. Ради лугов для коровок жмут?

Внутри церкви - ни души. Интерьер представляет собой прямоугольный зал длиной около 14 метров и шириной 12 метров. Три подковообразные апсиды слегка приподняты, средняя немного выше и шире. Каждая из них содержит каролингский блок-алтарь и каждая освещена окном в верхней части.

Остатки барьерной стены свидетельствуют, что раньше церковь ею была разделена. 
  
Плоский барочный деревянный потолок от 1640 года крепится к ферме крыши с помощью резной якорной балки. Он заменил более ранний потолок, который был на 80 сантиметров выше.



 Интерьер был полностью украшен в каролингские времена. Однако сохранились лишь небольшие фрагменты картин Каролингских настенных росписей.
 



В дополнение к полностью украшенной в период готики (1400 - 1410 гг) центральной апсиде  
 

 
на северной стене также сохранилось изображение Святого Кристофера. Гигант - святой покровитель путешественников здесь около четырёх метров.

 Изображение Св. Кристофера не каролингское, а относится к периоду около 1400 года; кувшин и надпись в верхней части рисунка - XVII века. Christophorus часто расписывается на внешних стенах церквей, изображение в церкви довольно необычно в этом регионе.

 В куполе Христос возвышался, окруженный четырьмя евангелистами в медальонах. В качестве особой черты Христос появляется здесь не с книгой, а с шаром. Евангелисты изображены в виде ангелов.  

Под ним, на фризе, находятся двенадцать апостолов, поочередно красновато-коричневый и зеленый. В самой низкой области слева видны фрагменты битвы Св. Георгия. В середине стоит святой с доспехами, щитом и флагом, который также может быть Георгием. Таким образом, Георг 1-й показан как воплощение рыцарской храбрости и дворянской доблести. Справа изображено Поклонение волхвов с Марией. Самого Святого Петра отдельно не наблюдал. Закрасили, демоны? Или в медальоне с другими евангелистами достаточно?


 К югу от комплекса был небольшой мавзолей, возможно, гробница аббатства. Здания монастыря лежали на севере и северо-западе от церкви. Было найдено четырехкомнатное здание с несколькими пристройками и фрагментами фермы, которые могли быть использованы для животноводства. Время возникновения колокольни и ризницы неизвестно, но до 1397 года. Колокольня, покрытая каменной пирамидальной крышей с закругленными звуковыми отверстиями, находится в юго-западном углу.

Обратный путь, хоть и в горку, прошёл незаметно. Только погода под конец пути начала портиться, как будто не хотела нас отпускать.
 

  
Место нашей парковки. Вдали на холме - городок Tiefencastel с барочной церковью 16 века, в отличие от Св. Петра, фрески там сохранились хорошо. Но нас она не заинтересовала.

Прямо без отклонений по дороге на Давос следующая промежуточная точка нашего маршрута: виадук Ландвассер. Правда до него от стоянки у шоссе ещё надо идти около 20 минут.


Виды от парковки.




Виадук Ландвассер (нем. Landwasserviadukt) — изогнутый в плане шестиарочный одноколейный железнодорожный мост высотою 65 и длинною 136 метров. Радиус кривой - 100 м. Упираясь одним концом в тоннель Ландвассер, мост фактически является его продолжением. Это символ ретинской железной дороги и Ледового экспресса, он также включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Шесть арок длиной 20 м, а внизу бурлящая вода реки Landwasser. 

 Строительство этого виадука в 1902 г проводилось по необычной для того времени технологии. Три опоры строились без лесов. Вместо лесов в средине опор были воздвигнуты металлические конструкции, которые во время строительства служили опорами мостовых подъемных кранов каждый на 5 тонн для поднятия строительных материалов наверх, к месту кладки. Металлические конструкции обкладывались снаружи известняком и доломитом. По мере поднятия опоры башен наращивались, мостики поднимались и т.д… Железные башни были оставлены в кладке. Стоимость строительства составила 280 000 швейцарских франков.
В инете нашёл очень понятную иллюстрацию технологии строительства.
Башни и вспомогательные мостики

Это не самый высокий виадук (самый высокий Solis), но он интересен тем, что делает еще и поворот и упирается в отвесную скалу. Именно он является визитной карточкой не только Альбулийской железной дороги или Ледового экспресса, но и Швейцарских железных дорог в целом. Он изображён на открытках и рекламных проспектах всех швейцарских ж.д. линий вне зависимости, проходят они через виадук или нет.
2 последующих фото не мои.

 


 Ныне данное направление железнодорожных дорог в Швейцарии стало очень популярным и обязательным для посещения туристами со всего мира. Каждый день по этому мосту проезжает 60 поездов и 22 000 поездов в год.
 Вообще в Швейцарии самая густая в Европе сеть железных дорог. В среднем, на 1000 кв.км приходится 122 км ж.-д. линий (ср.: в Европе около 46 км на те же кв.км).
Швейцарцы – самые активные пользователи услуг железных дорог в Европе. Так, в 2005 г. каждый из них совершил в среднем 42 поездки общей протяженностью 1929 км. Во всем мире они уступают только японцам, совершившим в 2005 г. больше поездок, но проехавшим меньше километров. В США подобные показатели в 2001 г. равнялись соответственно 0,1 поездки и 32 км. По России такой статистикой не владею. Но сравнить было бы интересно. Расстояние до Владивостока не сопоставимо с размерами Европы, каждое утро пол-Москвы добирается на работу на электричке, расстояние от Сергиева Посада до Москвы приближается к размерам Швейцарии.

Наконец тронулись к конечной точке маршрута. Извилистым серпантином пробираемся к деревеньке Визен рядом с Давосом. И у самой деревни совершенно неожиданно справа от дороги возникает ещё один виадук, да какой!

В 2012 году «Википедия» подвела итоги конкурса на самое красивое архитектурное сооружение мира.
В ходе него любой желающий мог загрузить на сайт собственные фотографии какого-либо архитектурного сооружения. Конкурс стартовал в сентябре. За один месяц, в течение которого жюри принимало заявки, было прислано более 370 тысяч фотографий из 50 стран. Каждый конкурсант мог подать на рассмотрение не более 10 работ. В финал попали 503 фотографии - по 10 из каждой страны.
 Процесс отбора проходил поэтапно и был подробно описан в специальном отчете - чтобы не было претензий к прозрачности и ясности критериев. В итоге два месяца спустя жюри, состоящее из шести международных экспертов, назвало победителя.
Лучшей была названа фотография виадука Визен, сделанная в 2009 году Давидом Гублером. Этот захватывающий дух шедевр архитектурной мысли уже давно стал одним из символов Швейцарии. Вот эта фотография:
 terraoko-2015011403
 Виадук был построен в 1909 году по проекту Хеннинга Фридриха при участии Ханса Штудера. Высота сооружения составляет 88 метров, длина - 204 метра. Высота центрального пролета достигает 55 метров, что ставит виадук в один ряд с уникальными мостами, построенными по методу каменной кладки.
Изящный мост соединяет берега небольшой, но быстрой горной реки Альбулы. По нему ходят поезда, принадлежащие крупнейшей и одной из старейших узкоколейных железнодорожных компаний в стране - Ретийской железной дороге. Некоторые линии, входящие в сеть, признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. В мировую художественную культуру виадук вошел с легкой руки немецкого экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера, изобразившего мост в своеобразной, но запоминающейся манере.
Забавно, но победитель конкурса Давид Гублер фотографировал не сам виадук. Его гораздо больше интересуют поезда, которые он снимает уже на протяжении десятка лет.
Впервые конкурс Wiki Loves Monuments провели в 2010 году в Нидерландах. В следующем году конкурс провели еще в нескольких европейских странах, и, согласно Книге рекордов Гиннесса, он побил мировой рекорд как фотоконкурс с самым большим количеством участников. В 2012 году это соревнование расширилось за пределы Европы: в нем приняли участие фотографы из 35 стран.
Виадук возник за окном так неожиданно, что девочки не успели вскинуть фотоаппараты, а я был за рулём. Когда мы его заметили, парковаться было уже поздно: съездов с дороги нигде не было. За очередным поворотом виадук совсем исчез. Я глянул в навигатор: до места назначения осталось 4,5 км. Фу, совсем рядышком. За 3 дня ещё 10 раз проедем мимо. В общем возвращаться не стали. Забегая вперёд скажу, что по этой дороге нам больше пока не довелось проехать, из Визена мы ездили только в сторону Давоса. Поэтому фото виадука взято из инета, зато это та самая фотография - победитель. На следующий день мы проезжали по нему дважды на ретропоезде, фото виадука из окна вагона выложу в соответствующем отчёте.
 Наконец по узким крутым улочкам Визена поднялись к нашему отелю. Улочки действительно узенькие - двум машинам не разъехаться.
Погода отнюдь не шепчет, зато отель очень уютный. Наш балкон на 4-м этаже самый левый. Второй этаж - бильярдная и ресторан. Первый - бар.

 Парковка у отеля под плодовыми деревьями - грушами и яблонями. Хорошо, что среди них есть какие-то другие деревья, в это время года бесплодные. Поставил сначала под грушей, да так, что спелая груша залезла на капот. Потом, подумав, сорвал грушу и перепарковался под бесплодное растение. И правильно сделал: вечером в темноте во время перекуров не раз слышал, как по капотам и крышам авто барабанят падающие плоды. Во мне эти звуки разливались музыкой - гимном предусмотрительности.




 Условия проживания, учитывая бесподобные виды, шикарные.






 Выхожу на балкон и под звуки дальних коровьих и близких овечьих колокольчиков наслаждаюсь горами.



Освещение причудливое: кое-где пятнами проблескивает солнце, даря надежду на хорошую погоду на завтрашний день. 

  
Ресторан оказался с неплохой кухней. Остаток вечера провели в кругу семьи в общении за бутылочкой красного вина на фоне фантастических пейзажей.

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...