понедельник, 5 ноября 2018 г.

Швиц. Гора Фрональпшток

День 11-й, 30 сентября, воскресенье. Швиц. Гора Фрональпшток 1922 м.
День 10-й, 29 сентября, суббота - пропустим, упрочивали дочерин быт, ПХД, вечером отметили диплом.

В солнечную и ясную погоду из Цюриха прекрасно видно Альпы. Но зачем любоваться ими издалека, когда всего в 60 км от Цюриха находится город Швиц, столица одноименного кантона (от которого и получила названия Швейцария).
Отоспавшись вдоволь после вчерашнего торжества, загрузились в машину и направились к Люцернскому озеру, в горы.

Цель - гора Фрональпшток 1922 м. Промежуточная цель - село Штоос (1300 м). Только отсюда можно добраться до одной из двух вершин - Фрональпшток (1922 м.) и Клингеншток (1935 м). На машине сюда не добраться - движение транспорта в городке запрещено. Два экологически чистых пути ведут в Штоос – фуникулер и канатная дорога. Ну, экстремалы могут, наверное, и пешком дойти – маршруты такие есть. Фуникулер идет от Шлаттли (из Швица следовать указателям на Muotathal), канатка – от городка Morschach (из Brunnen до Morschach). Парковки и там, и там платные, у канатки – более обустроенная. Мы выбрали фуникулер, так как канаткой можно воспользоваться и на дальнейших отрезках маршрута на вершину горы Фрональпшток, а фуникулер этот – единственный в мире с наклоном в 47 градусов! Уж очень хотелось на нем прокатиться!
На машине сюда не добраться - движение транспорта в городке запрещено. Два экологически чистых пути ведут в Штоос – фуникулер и канатная дорога. Ну, экстремалы могут, наверное, и пешком дойти – маршруты такие есть. Фуникулер идет от Шлаттли (из Швица следуйте указателям на Muotathal), канатка – от городка Morschach. Парковки и там, и там платные, у канатки – более обустроенная. Мы выбрали фуникулер, так как канаткой можно воспользоваться и на дальнейших отрезках маршрута на вершину горы Фрональпшток, а фуникулер этот – единственный в мире с наклоном в 78 градусов! Уж очень хотелось на нем прокатиться!https://www.otzyv.ru/read.php?id=186614
Цюрих - Швиц 60 км. Ввиду позднего прибытия, мест на платной парковке возле станции фуникулёра не нашлось.

Проехали на 700 метров дальше, где тоже имелась изумительная парковка, к тому же бесплатная. Отсюда до фуникулёра туристов доставляет шатл. Тоже бесплатный. Прибыв к нижней станции, обнаружили очередь. Пока девочки стояли, я изучил окрестные достопримечательности. В первую очередь привлёк внимание ретро автобус.

Конечно не наш, но чем-то неуловимо напомнил Львовский автобус моего детства ЛАЗ. Только у того воздухозаборник проходил по заднему стеклу. И перед немного другой, но сзади похож.

Во вторую - сама высокогорная дорога.

Ну и гидротехническое сооружение у нижней станции. Наверное хватает энергии на подъём фуникулёра.

Ещё меня привлёк вид залитых солнцем вершин в то время как сама нижняя станция была в тени.

В кассе пришлось выбирать: или один подъём 22 фр. до Штооса или дневной проездной. Взрослые за дневной проездной, действующий на все виды подъема (ну и на спуск, конечно, тоже) должны заплатить 40 франков. Были ещё варианты с проездными на несколько дней, но оставаться в наши планы не входило, поэтому цены не запомнил. Мы выбрали второе. Хотелось подняться на обе вершины. Недешево. Но раскрученные Пилатус и Риги еще дороже, туристов гораздо больше, а о возможностях пешеходных прогулок там нам ничего не известно. Штоос же Маше порекомендовали местные, а таким советам можно доверять. Маша порекомендовала маме, жена прогуглила и задала точку в навигаторе. Я довёз. Кооперация.
Купили билеты. Начался подъём. Вид кабины "машиниста".

Он что-то там чинил перед подъёмом, поэтому провода и блоки остались открыты.

Самое интересное в этом инженерном чуде то, что пол всегда остаётся горизонтальным, каким бы крутым не был подъём. Угол подъёма можно проследить только по контрольной рейке справа и кронштейну слева.

На борт берёт до 34 человек. Время подъёма на высоту 743 метра - 3 минуты.

По дороге рассматриваем противолавинные заграждения. Просто в изготовлении и эффективно.

От Штооса идут вверх две канатки: на Фрональпшток и Клингеншток. Причём станции этих канаток располагаются в противоположных концах деревни.

Мы для начала избрали канатку на Фрональпшток. Прогуляться надо 1 км, может чуть больше.

Но за идиллическими пейзажами время не замечается.

Штоос - малюсенький городок из 106 жителей.

Здесь обустроено много горнолыжных трасс, и зимой это очень популярный курорт. Но летом в Штоосе немноголюдно.

Встречаются очень красивые и добротные домики, на загляденье.

Дошли до канатки. Прикладываем карточку на вход, полученную на кассах внизу – и можно проходить через турникет.

Ещё одна станция канатки. Проход - тем же способом.

Наверху - дух захватывает, есть смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид на десять озер, вниз к Брюннену, и дальше к Рютли, Пилатусу, Риги и Сентис, высоким Альпам и центральным районам вплоть до Юры. Справа внизу - Брюннен.

·        Фирвальдштетское озеро (Vierwaldstättersee) дословно с немецкого означает «озеро Четырех земель» или «озеро Четырех кантонов». Такое название дано потому, что воды этого озера омывают берега сразу четырех кантонов. Хотя часто туристы называют его просто Люцернское озеро — по самому популярному и крупному городу на берегу.
·        Это озеро часто именуют фьордами Швейцарии — столь живописны его извилистые берега.

С вершины открывается вид на луг Рютли, расположенный прямо внизу, на другом берегу. Именно здесь в 1291 году 3 лесных кантона (Швиц, Унтервальден и Ури) подписали «Вечный союз», обязуясь помогать друг другу для защиты от внешних врагов. Так было образовано ядро Швейцарии, к которому постепенно стали присоединяться, добровольно или насильно, другие кантоны.

Наслаждаемся видами.

По сути Фирвальдштетское озеро состоит из четырех бассейнов, соединенных узкими проливами, а котловина образована древними ледниками, спускавшимися с гор. Прозрачная вода насыщенно голубого цвета летом прогревается до 18 — 20 градусов.

Знаменитый седой Пилатус - вершина справа вдали.

Здесь - прямо, но тоже вдали.

А здесь по центру - гора Риги.

Остаётся только выдохуть: ДАААА! По красоте видов Фрональпшток не уступает своим северным соседям – Пилатусу, Риги или Бюргенштоку. А может, и выигрывает у них: здесь нет популярных туристических зон, поэтому можно полюбоваться круговой панорамой в тишине и уединении.

Мы подготовлены – помимо теплой одежды, взяли с собой термос с кофе и бутерброды. Хотя это как раз и необязательно – наверху есть ресторанчик, и цены там – не выше, чем в центре Цюриха (что выгодно отличает данное заведение от подобных на Красной Поляне).

Наверху встретили также какие-то непонятные инженерные сооружения, вроде шахт. Для чего?

Когда собрались на Клингеншток, выяснилось, что до последнего кресла на него осталось пол-часа. Махнули рукой, посмотрим в следующий раз. Неспешно спустились в Штоос.

Прогулялись по деревне.

Эту наскальную живопись заметила жена. Я под впечатлением гор её даже не видел. Уже на фото дома себя узнал.

И напоследок ещё раз замечательный фуникулёр.

По возвращению домой ещё долго стояли перед глазами горы.