четверг, 10 января 2019 г.

Чехия. Намешть-над-Ославой, Тршебич.


2016 год, 22 августа, день 3-й. Часть 1. Понедельник. Чехия. Намешть-над-Ославой, Тршебич.


Утром, воспользовавшись отельным Wi-Fi, выяснили, наконец, где мы находимся и почему столько отелей в одной деревне. Оказалось, что Намест-над-Ославой - очень даже туристическое место.
 Позавтракали в ресторане отеля, Cett его название. Подкрепившись, поехали смотреть замок и городок.
 Моравский средневековый городок Намешть-над-Ославоу раскинулся на берегах речки Ославы. Над городом возвышается роскошный белоснежный замок семьи Жеротинов, построенный в готическом, а затем переделанный в ренессансном стиле. Замок является одним из ярких образцов архитектуры эпохи Возрождения в Моравии. Построен замок был в XIII веке моравскими дворянами Зеротинами, а в 1565-1578 годы был перестроен в стиле ренессанс, и в этом виде сохранился до наших дней почти без изменений.
От нашего отеля до замка метров 500.

 


В XVI веке при замке была открыта типография, в которой была отпечатана первая в Чехии Библия. В 1946 году в замке располагалась резиденция чешского президента.
Сейчас в замке открыт музей, в котором можно увидеть интересную коллекцию гобеленов, датированных XVI-XIX веками. Замок имеет внутренний дворик, который тоже достоин внимания. Он окружен аркадными галереями и имеет весьма живописный вид.



 Здесь собирался цвет моравской аристократии для развлечений, а также обсуждения политических и семейных планов. По тем временам Моравия являлась землёй благополучия, религиозной свободы и терпимости, возможно, наибольшей в Европе. Протестантская организация «Братское единство» (Еднота братрска) владела здесь типографией, которая в 1578 году переместилась в расположенную неподалёку деревню Кралице. Там же возникло и одно из самых ценных произведений чешской письменности того времени - «Кралицкая Библия».





Резиденция семьи графов Хаунгвиц, которые позднее стали владельцами замка, сегодня открыта для посещения. Туристы могут ознакомиться здесь с условиями жизни чешской знати XIX и начала ХХ веков. Сегодня в замке проводятся регулярные концерты классической музыки и музыки современных жанров.


 


К главному входу ведет роскошная, широкая лестница.


Замок прославился в конце XVIII столетия в качестве важного центра музыкальной жизни Центральной Европы. Многочисленный дворцовый оркестр составляли учителя и музыканты- любители со всех окрестностей. Однако, прежде всего, они находились на службе у представителей рода Гаугвитц. Тот, кто не умел достойно играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, был уволен. Репертуар и художественный уровень исполнения были прекрасны, концерты устраи­вались и по три раза в неделю. Гостями замка зачастую являлись знаменитые композиторы и исполнители.

У замка был разбит настоящий английский парк и небольшой французский сад. В 2001 году территория замка была объявлена национальным памятником. В парке при замке можно увидеть одно из самых старинных чешских деревьев – Жижков дуб. Он назван в честь Яна Жижки, хотя этот гуситский лидер никак не мог сидеть под ним, ибо дереву 400 лет. 

 


Дон-Кихот, если я не ошибся, изображён очень натуралистично.
 



  



Из ротонды прекрасный вид на окрестности.

Французского парка совсем немного.

Английского значительно больше.


 
Интерьеры замка представляют собой уникальную выставку гобеленов, ценные картин и старинной мебели. Замковая часовня отличается архитектурой и барочной мебелью, богатой библиотекой и сводом с уникальными фресками. Но туда мы не пошли по причине выходного дня. Зато ходили по парку и двору замка практически в одиночестве.
Вернулись в отель. Набрали кипятка в термос на дорогу, пофотографировали напоследок.


 

 




Поехали на машине смотреть сам городок, скорее, посёлок, 5200 чел. жителей. До него
не столько далеко, сколько сильно под гору. А перспектива возвращаться пешком в гору не очень нас вдохновляла. Вид на замок снизу, из города.



 Непосредственно в городе Намест, или Намешть, как называют его чехи, особенного внимания заслуживает  барочный мост через реку Ославу, построенный в 1737 году. Через семь лет после постройки мост был украшен двадцатью статуями святых и архангелов, изготовленных преимущественно в мастерской скульптора Йозефа Винтергалдера-старшего. 

Чешский язык относится к группе славянских языков, поэтому многие слова нам понятны. "Культурную променаду" переводить не надо.

 Но здесь бывают и засады.  Пример перед глазами: "Потравинья" слева на фото обозначает не место, где готовят закуски для крыс, клещей и тараканов, иже с ними для надоевших мужей, а вовсе даже наоборот: "Питание". Хотя российское общественное питание иначе как этим словом порой не назовёшь.

Словосочетание: "Доконали тварь" - непременная подпись под фото чешских красавиц с бутылкой Кока-Колы на плакатах уличной рекламы, но обозначает не то, что вы подумали, а: "Совершенный образ". Переходная фраза для понимания: "Доконченное творение". Ну а классический пример языковых засад встречаешь в Чехии в любом городе на каждом углу, особенно в Праге: "Позор! Полиция ворует!"  И вовсе это не самобичевание властей. "Позор" - это слово употреблялось раньше и на Руси, правда, со значением "зрить",  "позрить"; "ворует" - "предупреждает". Соберём пазл и получим: "Внимание! Полиция предупреждает". И таких "мнимых друзей переводчика" в чешском языке немало. Чего стоит фраза "Падла с быдлом на пловидле", обозначающая: "Молодой человек с веслом на лодке".
Но пора возвращаться к мосту. Все скульптуры тут подписаны, как в аптеке. Ищешь определённого святого - вот тебе план-схема, чтоб время не терять, или не дай Бог, не перепутать. А то ведь и до греха недалеко: перепутал, свои молитвы превозносишь другому святому, да ещё пару раз назовёшь при нём другое имя - так ведь обидится страшно. И вместо пользы от молитвы (а молимся мы, надо признать только когда нам что-нибудь надо, т.е. интерес меркантильный) в итоге получаешь обратное.

Длина моста равна 62 метрам, и из-за своего богатого скульптурного украшения его приравнивают к пражскому Карлову мосту.


Среди других достопримечательностей Намешти-над-Ославоу можно отметить ратушу XVI столетия. Ее нужно искать на главной площади города. Поначалу она была построена как доминирующее строение всей площади, но потом переделана под обычный дом, каких тут много, поэтому вам придется вооружиться картой или внимательно читать мемориальные доски на зданиях, чтобы ее найти.
 
Но можно и без номеров: ратуша - она и в Африке самая нарядная и расписанная.

 На этой же площади расположен и костел святого Иоанна Крестителя, построенный в 1639-1641 годах.



Перед костёлом привлекает внимание скульптурная группа в стиле барокко. У ног Отца и Сына - скульптура Девы Марии. И Святой Дух над головами. Не низковато её опустили? А может, наоборот, слишком высоко подняли... Но в любом случае такая кампания непривычна.



После осмотра городка поехали в сторону Чешски Крумлова. По пути планировали посмотреть город Тршебич. 15 км - прямо, 28 км - в объезд, так как прямая дорога из-за ремонта была перекрыта. Но очень живописная, петляющая среди лугов, полей, перелесков и холмов. В Тршебиче остановились в квартале от центральной площади - Карловой. Кто бы сомневался в названии. Это как у нас площадь Ленина в центре каждого города. Знакомство с городом началось с Малёванного дома.
Малеваный дом в Тршебиче находится в центре города, на Карловой площади. Малеванный дом был построен здесь в конце XVI века венецианским купцом Франческо Каллигардимо и долгое время являлся торговым зданием. С тех пор дом неоднократно менял владельцев, а период, когда владельцем дома стал будущий историк города из семьи Доминико, стены дома были покрыты рисунками, и в результате чего дом и получил свое сегодняшнее название.
На картинах, нарисованных на стенах дома, можно увидеть сцены охоты на волков, у окон привлекают внимание изображения библейских персонажей и ангелов, а также изображение Девы Марии. Все рисунки обрамлены декоративными украшениями, а нижняя часть стен дома украшена портретами горожан.

Последней записью чешских материальных достопримечательностей в престижном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО является еврейский квартал и базилика Св. Прокопа. Они украшают список ЮНЕСКО с 2003 года. Еврейский квартал в Тршебиче находится практически у стен городского замка и расположен на левом берегу реки Йиглава. Территория квартала была очень густо застроена, и уже в XVII столетии этот квартал стал крупнейшим еврейским поселением.
Перейдя через мост от Карловой площади в нём и оказываемся. Для начала - информационный центр.


История появления еврейского квартала насчитывает более пяти веков, так как первые еврейские поселения появились здесь в начале XV века.



Это единственный еврейский памятник (кроме Иерусалима), внесенный самостоятельно в список ЮНЕСКО. Домики расположены так, как они возникали с XVII столетия. Домики квартала, плотно прилегающие один к другому, стоят на узеньких улочках и даже не имеют двориков и хозяйственных построек. Однако между кривыми улочками квартала имеются небольшие уютные площади и даже маленький Субаков садик, который был здесь посажен на месте одного из разрушенных домов.













У жены какое-то особое отношение ко всему еврейскому: ей нравится их музыка, история, быт. Может поэтому она не долго размышляла, выходя за меня замуж. И довольно долго уже таскает по этому кварталу.

Интересно срезаны углы домов на узких улочках. Это они изначально так спланировали под повозки или опытным путём вычислили и переделали после правки углов автомобилями?


Весь квартал состоит из 123 жилых домов, здесь расположены две небольших синагоги, а также старинное еврейское кладбище, ратуша, больница, раввинат и две школы.






Тршебичский замок находится в северо-западной части города, на левом берегу речки Йиглавы. Ранее на его месте находился бенедиктинский монастырь, однако в XVI веке он был полностью перестроен из фортификационных соображений, в результате чего и появился тршебичский замок.

 Тршебичский замок представляет собой здание с тремя крыльями. Среди сохранившихся интерьеров - мраморный зал с лепниной и фресками. Передняя часть замка с главным входом состоит из зданий эпохи Возрождения.

 

От замка открываются потрясающие виды на город.






Одной из достопримечательностей замка является базилика св. Прокопия (второй объект ЮНЕСКО в городе), которая ранее была частью монастыря, а теперь располагается на призамковой территории.
 Базилика расположена на территории каменного монастыря, который строился в XII-XIII веках. Прекрасное средневековое здание было основано в 1240 году над рекой Йиглавой как монастырский костел бенедиктинского аббатства. 

Первоначальный костел был посвящен Вознесению Девы Марии, но в жизнь конвента фатально вмешалась война Иржи из Подебрад с Матьяшем Корвином, конвент пришел в упадок, после 1525 года костел был секуляризован и в течение около 200 лет использовался в светских целях: пивоварня и конюшни. Соседний монастырь бенедиктинцев был в XVI столетии перестроен родом Вальштейн в замок, в котором сегодня находится Музей Высочины.
 

Базилика, хотя и реконструированная в барокко, сохранилась до сих пор в виде, в каком была основана. Она несет следы романского и готического стилей, специалисты ценят ее из-за заметного влияния французской и немецкой архитектурной школы.
 

Те, кто внутри до сих пор не был, могут узнать, как выглядит базилика, из многих исторических фильмов, которые здесь снимались и которые из-за своей эстетики и познавательности пользуется интересом и популярностью у кинозрителей. В недавно показанном фильме «Голос для римского короля» базилика представляла Нотр-Дам в сцене, где Карл IV женится на Бланке Валуа. В историческом драме «Ян Гус» гробница базилики играла в сценах допроса Яна Гуса в Констанце. И вы наверняка заметите тот же интерьер также в других исторических драмах, например, «В гербе львица», «Странный гость»...


Внутрь входим через внушительный романский портал, так называемые Райские ворота, за которыми оказываемся в XIII столетии.
 


Кроме времени регулярных богослужений, в базилику пускают только с гидом. Экскурсии проходят на чешском, английском и немецком языках. Мы заплатили по 4 евро за "всупеньку" (билет) и дождались англоговорящего гида. Узнали множество занимательных деталей об убранстве костела, скульптурах в стиле барокко, кафедре, купели и редком новоготическом алтаре.



 Внутреннее пространство трехнефное и имеет цвет темного камня — гранита и песчаника.




 

После окончания экскурсии все разбрелись, а гид присела на скамью отдохнуть. Я подсел, чтобы задать несколько возникших у меня вопросов. Она спросила, откуда мы. Узнав, что из России, заулыбалась, рассказала, что в школе изучала русский язык, правда всё почти забыла за отсутствием практики, но вспоминает об уроках русского языка, русской культуры с удовольствием. После ответа на мои вопросы она нам даже продекламировала письмо Татьяны к Онегину. Со страшным акцентом, но по тексту правильно. Весьма удивился выбору стихов в школьной программе тех времен: могли бы Маяковского: "Через четыре года здесь будет город-сад", например. Это более по-коммунистически. На худой конец: "Прощай, немытая Россия!". На прощание она нам посоветовала непременно зайти в крипту.








Крипта - это самая старая часть здания, даже с первоначальным креплением на некоторых полях свода. 

Четырнадцать украшенных колонн несет пятиугольный крестовый свод необычно большого пространства.

Яркие впечатления здесь можно получить, например, в Ночь костелов, во время которой люди видят гробницу, освещенную свечами, и слышат здесь совместную молитву. В таком особом случае доступна также  „карликовая“ галерея, площадка в верхней части наружных стен пресбитерия. На нее входят через маленькую дверь по узкой витой лестнице и спускаются симметрично на другой стороне. Площадка действительно очень маленькая, просто карликовая.
 И, наконец, тайна – в лабиринте подземных монастырских коридоров спрятано сокровище бенедиктинцев. Когда к Тржебичу приближались войска Жижки, аббат приказал все ценности хорошо упаковать и спрятать. Несмотря на то, что Жижка никогда не стремился опустошать монастыри, сокровище осталось на всякий случай спрятанным, и в последствие о нем даже забыли. Но никому об этом не говорите.





Городская башня в Тршебиче датируется 1699 годом и находится при костеле Святого Мартина почти в центре города. Башня - самое высокое здание в городе и является главным элементом городского пейзажа. Высота башни - 75 метров.
Башня сегодня служит туристам в качестве обзорной башни города, откуда весь город виден, как на ладони.
Интересно, что городская башня первоначально строилась в качестве одного из компонентов системы городских укреплений. Башня была пристроена к костелу Святого Мартина в 1335 году. В 1862 г. на башне был заменен купол и с тех пор она прекрасно сохранилась.
  Часы, установленные на башне костела являются самыми большими в Европе (ещё один рекордсмен, блин 😆), длина минутной стрелки часов равна 2,34 метра.


Карлова площадь в Тршебиче площадь появилась в этом городе в середине XIII века, и стала одной из самых необычных площадей в Чехии. Площадь находится в центре города, она изогнута и вытянута в длину на 400 метров. По бокам сторонам площади пролегает проезжая часть, а в центре - пешеходная зона.

В северной части площади находится несколько отелей и небольших ресторанов. Карлова площадь интересна и тем, что здесь наряду со старинными зданиями, есть постройки социалистического периода. Здесь по традиции небольших городов расположено здание ратуши, на котором установлены часы и городской герб. Муниципальные органы работают в этом здании с 1874 года. С тех пор здание неоднократно перестраивалось. Кроме того, на площади находятся исторические здания Черный дом и Малеванный дом, а также знаменитый памятник основателям славянской письменности - Кириллу и Мефодию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...