Маршрут прокладывали заранее, ещё в России. В инете есть только информация, как подобраться к каньону со стороны Флимса (Flims), швейцарский туризм продвигает именно это направление, что в общем то понятно. Флимс это горнолыжный курорт и нужно заполнять гостиницы туристами и летом тоже. Там можно найти и где жить и куда идти и куда подняться. Вариантов очень много для походов из этого небольшого городка. На машине из Флимса к каньону не подъехать, а 20 километровый хайкинг или поезд нам не подходят: аренду машины надо окупать, а для горного туризма здоровье уже не то. Но мой пытливый штурман всё-таки накопал в инете, как подобраться к каньону с другой стороны, не туристической. Спасибо штурману и автору той статьи. Заводим в навигатор сначала город Кур, а на подъезде к нему перепрограммируем на городок Версам.
Наш путь на Кур всегда пролегает мимо озера Валензее, которое слывёт самым чистым в Швейцарии.
По вполне приличной дороге ровно на 2, иногда на 1,5 машины подъехали к первой смотровой площадке, с
которой можно увидеть направление на Сардону. Это тектоническая область,
внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По дну каньона идет железная дорога. Это путь Ледникового экспресса.Говорят, это обширный геологический надвиг, образовавшийся при встрече Африки и Евразии.
Есть скамейки для отдыха усталых туристов. Но мы на машине, а потому полны сил, энергии и любознательности.
Дальше идёт серпантин.
По пути у следующей смотровой площадке, в деревушке Версам
пропустили поворот на 120 градусов, без указателей, на узенькую незаметную улочку, но зато нашли очень красивые идиллические пейзажи.
Далее уже по очень узенькой и извилистой дороге, не более чем на 1 - 1,5 машины, по которой ещё и ходят почтовые автобусы на ж.д. станцию, подъехали к другой смотровой площадке.
Рейнское ущелье Руинаульта сформировалось благодаря произошедшему еще десять тысяч лет назад оползню, во время которого в долину обрушились миллионы кубометров камней. До напоминающей каньон Руинаульты в долине Переднего Рейна можно добраться пешком, на поезде, на велосипеде или по воде. Мы добрались-таки на машине. Жители долины Переднего Рейна, говорившие на ретороманских диалектах, назвали ущелье Руинаульта, что означало «кучу камней». И в самом деле, странные нагромождения белых камней состоят из обломков, образовавшихся во время доисторического оползня, – позже сквозь эти камни упорные воды Рейна постепенно пробили себе дорогу.
По реке сплавляются на рафтах и каяках.
Сам почтовый автобус по узкой дороге ездит довольно быстро, но осторожно. То и дело окрестности оглашает его мелодичный клаксон.
Пообедав чем Бог послал мы, дождавшись промежутка между автобусами, отправились к следующей точке. Ущелье Виамала. Название явно не немецкое, и если убрать Шклухт (полное название Viamala-Schlucht) из его окончания, звучит очень по-итальянски. Объясняется просто: регион Граубрюнден говорит на ретророманском языке. Это 4-й государственный язык Швейцарии наряду с немецким, французским и итальянским. Ущелье Виамала расположилось между городами Тузис и Циллис-Райшен. Виамала переводится с ретророманского как плохой путь — "Veia mala". Другой перевод - «Дурной путь». Это ущелье всегда считалось одним из самых сложных препятствий на пути из Кура к альпийскому перевалу Сан-Бернардино. Несмотря на свою малую ширину, падающие камни и бурные воды, ущелье еще до нашей эры представляло собой лучший подход к альпийским перевалам Шплюген и Сан-Бернардино.
Как показали исследования, дорога через ущелье существовала еще с 1500 года до нашей эры. Активно использовался в римские времена. В 1473 году хилый деревянный мост заменили на прочный каменный, когда этим путем начали активно пользоваться торговцы. В 1738-1739 гг было возведено два моста через крутое ущелье. Современные мосты, которые можно увидеть сейчас, 1935-1938 гг. постройки.
Цитата из инета: "Чтобы оценить всю крутизну ущелья, нужно спустится вниз. Сейчас в глубину ущелья, в самое узкое его место, ведет лестница с 321 ступенькой".
Меня удивил отзыв на форуме в инете одной путешественницы, конечно из Москвы. Она красочно, с фото расписала историю мостов, дороги через ущелье и т.п., даже привела стихи Максимилиана Волошина об этом ущелье, а потом маленькая приписка: "но мы вниз спускаться не стали, 321 ступенька - многовато, осмотрели всё сверху"... Комментарии излишни. Не бойтесь спуститься. Без этого считайте, что здесь не бывали. Только внизу можно прочувствовать всю холодную сырость, всю глубину (высоту в данном случае) и величие ущелья, мощь камней и мизерность человека в сравнении с этим громадьём. И оценить чудо творений природы. И проникнуться историями, которые я немного ниже расскажу. У меня болела нога (не напрягайтесь, это ещё не начало историй), возраст далеко за 50, однако вниз и, что особенно важно, вверх поднялся без проблем: где ступеньки покруче, там везде скамейки. Спуск-подъём возможен даже инвалидам, несмотря на отсутствие пандусов-лифтов - это Швейцария. Парковка вверху бесплатная, правда небольшая и стоять можно только час. Но этого времени хватает всё осмотреть не спеша, да и полиции здесь нет, никто вас не оштрафует за 15 минут перестоя. А количество ступенек я взял из инета, сам не считал, мне и моей больной ноге показалось, что гораздо меньше, в районе сотни. Потом нашёл, откуда заблуждение. Цитата из официального швейцарского туристического сайта: "Теперь дикое ущелье больше не является угрозой для путешественников, а привлекает туристов своей нетронутой красотой. Тропа погонщиков мулов, начинающаяся в Тузисе, и через новый подвесной мост и безопасный спуск в 321 ступеньку приводит к старому мосту 1739 года постройки, ведущему вглубь загадочного ущелья". Всё правильно, только это не совсем здесь, точнее, совсем не здесь. Но цифру не проверяя, зачастую даже не спускаясь в ущелье, горе-путешественники старательно копируют друг у друга, наводя ужас на потенциальных туристов (вроде той москвички).
Вход через турникет по скану билета (на сентябрь 2018 г. - 6 франков).
Тут можно увидеть как красиво за много веков река Хинтеррейн (один из притоков Рейна) вырезала
из камня различные изгибы.
Следующие две фотографии мои любимые. Жена! И кто тебя только так делать научил?
В ущелье две такие воронки, причудливо образованные потоком. Для лучшего обзора даже зеркало соорудили. Правда мой хроникёр использовала его по другому назначению.
Этот впечатляющий памятник природы с трехсотметровыми каменными стенами настолько крут и порой настолько узок, что захватывает дух. Необычные черные камни с белыми вкраплениями, через которые протекает бирюзового цвета вода останутся в памяти навсегда. Дикая, необузданная естественная красота.
Это ущелье хоть и небольшое, но славу себе завоевало очень давно. Виамала легендарна. Столько с ней связано разных историй, столько известных людей здесь побывало. Даже Фридрих Ницше оставил записи о нем, как о грозном великолепии природы.
Мы были в ущелье в спокойное время, конец сентября. Самое же буйство происходит тут весной. В период активного таяния, воды реки поднимаются и, встречаясь с узкими стенами, буквально бурлят в ущелье.
Вообще говоря, не всё следует воспринимать буквально: если нарисовано ухо, не значит в рупор слушать. Это устройство имеет несколько иное назначение: крикни в него и слушай эхо. Женщины...
Вот несколько историй, которые описывают историю Виамалы. Лучше всего они воспринимаются и производят наибольший эффект на слушателя на дне ущелья. Особенно когда ты уже собрался наверх, а жена с фотоаппаратом никак не может оторваться от съёмок. Проверено: жена уже на второй истории вспомнила, что наверху её ждут неотложные дела и взмыла, перескакивая через ступеньки.
В 1287 году одна большая семья отправилась на поиски нового дома и уже несколько дней была в пути. Свой старый дом они вынуждены были покинуть, чтобы выжить. Возможно, из-за эпидемий, которые так часто вспыхивали в то время. а возможно, из-за перенаселения, когда все плодородные земли в округе уже были заняты. В повозке со всеми своими вещами они должны были пересечь жуткое ущелье, куда не проникал ни один солнечный луч, а внизу шумели быстрые воды реки. Отец взял двух старших детей и повел с ними лошадь, а мать с остальными шестью детьми оставались в повозке. Когда они добрались до самого узкого места ущелья, случилось неожиданное — обвал. С громким стуком огромные валуны ринулись вниз, унося за собой повозку. Только чудом никто из семьи тогда не пострадал. Тогда все нехитрые пожитки семьи были уничтожены, но осталось целым самое главное — жизнь.
В середине лета 1482 года через Тузис проходил груз из Кьявенна в Кур с самым лучшим вином для одной богатой семьи. Уже будучи 7 дней в дороге, перевозчик изрядно устал и был не в самом своем трезвом состоянии. Чтобы лошади перешли узкое и страшное ущелье, он начал их яростно хлестать. Лошади вздыбились и скинули груз в ущелье, окрасив воды реки в ярко-красный цвет.
Весной 1656 года богатый голландский художник отправился в большое путешествие на юг. В его планах были Милан, Верона, Флоренция и Рим. Художник прибыл в Тузис после напряженной длительной поездки поздно ночью. А проснувшись утром, он увидел ущелье. Он настолько был поражен его суровой красотой, что не смог продолжить свое путешествие не запечатлев свои эмоции на холсте. Погруженный в работу, он не заметил, как над ущельем сгустились тучи. Разыгралась чудовищная буря, сверкая молниями и грохоча раскатами грома. Внезапный сильный порыв ветра унес работу художника и все его принадлежности. Художник опечалился, что так и не смог нарисовать самое страшное и одновременно самое любимое свое место в Швейцарских Альпах. Второй попытки он не предпринимал.
Зимой 1800 года через это ущелье пришлось переходить 15-ти тысячам солдат французской армии. Внезапно один из склонов не выдержал веса и сломался, унося за собой снежные сугробы и деревья прямо вниз ущелья. В овраг так же упали 15 солдат, 3 лошади и 2 повозки с грузом. Об этом нигде не упоминалось в записях, но, тем не менее, доказательства этого случая нашли два альпиниста случайным образом. А в одной из уцелевших коробок груза были обнаружены сокровища разграбленного французами монастыря.
В 1855 году произошла другая история. Высокопоставленный сановник одной из церквей отправился в паломничество в Рим. Когда он проходил Виамалу, случилось страшное. Одновременно с двух сторон моста, проходившего над ущельем, покатили две повозки. Ну и, конечно, врезались в друг друга. Священнослужитель и одна из повозок упали вниз, вторая повозка удержалась и все в ней выжили.
Однажды в одну из ночей на Тузис обрушился страшный шторм. Но не он разбудил местного врача, а стук в дверь. К врачу прибежал мужчина и заявил, что его беременной жене срочно нужна помощь. Врач немедленно собрался и они с мужчиной отправились в повозке на помощь бедной женщине. Конечно же им нужно было проехать по мосту через ущелье. Как раз перед въездом на мост в ущелье засверкала молния и загрохотал гром, напугав лошадь. Она от страха ринулась во весь опор вперед, не разбирая дороги. Мужчина и врач в последнюю секунду успели выпрыгнуть из повозки прежде чем та врезалась в крутые стены и разлетелась на щепки. Тогда они догнали лошадь и верхом поскакали на помощь роженице, крики которой были слышны за много метров, несмотря на бушевавшую стихию. Эта история закончилась счастливо. На свет появился маленький человечек. А сумку с врачебными инструментами нашли позже на дне ущелья в 1878 году.
Вот такие счастливые и не очень истории окружают ущелье Виамала. Кого-то
оно щадит, а кого-то губит. Но несмотря на свою опасность, оно всегда
остается безумно красивым и привлекает множество людей круглый год.
Во время осмотра ущелья над нами всё время кружил вертолёт.
Сначала я подумал, что кого-то спасают - уж слишком он рисковал лопастями задеть скалы.
Оказалось всё гораздо прозаичней: лесорубы чистили лес, потом за собой прибрались, сложили весь мусор в мешки, выставили их на опушке, а вертолёт забирает. Причём с риском сделал несколько рейсов. Мы уехали, а он ещё летал.
Мне понятно, что лес должен быть чистым, без порубочных остатков, но непонятно, стоит ли это такого риска и труда. Да и дорого стоит вертолёт, может у них другие расценки на керосин и работу пилотов с арендой техники? Или никаких денег не жаль на благое дело? У нас по свежей просеке пройти невозможно, ноги переломаешь. Хотя подъехать можно на машине или тракторе. Нет, другой у нас менталитет.
А это читайте сами. В кафешке, кстати, последователи Остапа Бендера продают входные билеты в Провал ущелье.
А это фото мне напомнило выступление Геннадия Хазанова: "Папашааа! А ваш сын курит, курит, курит!"
- Что, так часто?
С сожалением покинули это ущелье.
Мост проложен через Верхнее озеро Цюриха (Obersee) и соединяет город Рапперсвиль (кантон Санкт-Галлен) с селением Hurden (кантон Швиц). Он имеет очень древнюю историю. Известно, что деревянный мост в этом самом узком месте Цюрихского озера был построен еще во времена Римской империи в конце II века н.э., который сменил более ранние свайные сооружения доисторических поселений. Затем в 1358-1360 годах возвели «новый» мост через озеро, просуществовавший вплоть до 1878 года. Его протяженность составляла около 1500 м. Когда-то через него пролегал паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела. С 19-го века в самой узкой части Цюрихского озера, между Рапперсвилем (Rapperswill) и Хурденом (Hurden), была построена плотина, открытая для пешеходов. По ней же ходят поезда и пролегает автодорога. Вот таким смешным жёлтым знаком обозначены в Швейцарии нейтральные вставки.
Камышовый рай, как на Кубани. Да и урожай в открытом грунте как там.
Как я понял, владельцы - пенсионеры местного хостела и дома престарелых.
Пройдя через поле с камышами и огородами, ступаем на мост.
Приятно полюбоваться окружающими видами стоя на самом длинном деревянном мосту.
Дамба не сплошная, водоток между частями озера предусмотрен.
Это опять Хурден, рыбный ресторан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий